До конца года в Белоколонном зале Музея Фаберже открыта для посещения выставка «Красота святости и святость красоты». Экспозиция уникальна тем, что никогда ранее выставочный проект не посвящали полностью такому оригинальному виду декоративного искусства, как украшение икон драгоценными окладами.
Идеологом выставки выступил предприниматель, коллекционер и меценат Михаил Карисалов. Около половины из трёхсот представленных икон происходят из его собрания, остальные предоставлены Музеем Фаберже. Курирует экспозицию доктор искусствоведения, академик РАХ Ирина Бусева-Давыдова.
В VI–VII веках в Византии сакральные образы создавались целиком из драгоценных металлов. Таких икон практически не сохранилось: из-за ценности материала их просто переплавляли. В Средние века сложилась традиция создавать ювелирные обрамления для икон, которая получила наибольшее распространение в период XVIII — начала ХХ века. В разное время к подобным украшениям относились неодинаково: чаще всего оклады воспринимались как одежда святых, но, например, староверы считали, что они служат лишь для отвлечения внимания.
Помимо знакомства с истоками искусства драгоценного оклада, экспозиция позволяет проследить хронологию его развития, неразрывно связанную со стилями искусства, в разное время господствовавшими в Европе. В иконах XVIII — первой половины XIX века можно встретить черты барокко, рококо или ампира. Для образов середины XIX века характерен русский стиль с использованием техник многоцветных перегородчатых эмалей, ажурной скани и зерни, гравировки и разнообразной имитации. Иконы, датирующиеся рубежом XIX–XX веков, отличает эстетика русского варианта стиля модерн.
Заметны различия между работами мастеров из Москвы и Петербурга: если первые создавали оклады в купеческом стиле с яркими эмалями, камнями и стеклом, то для вторых характерны строгость и простота.
Работы анонимных умельцев на выставке соседствуют с изделиями мастеров, трудившихся на фабриках И. Хлебникова, И. Сазикова, А. Кузьмичёва, П. Овчинникова, Ф. Верховцева, А. Любавина, Н. Владимирова, И. Брицына, братьев Грачёвых, «П. И. Оловянишников и сыновья», фирме К. Гана, в мастерских живописца по эмали Ф. Рюкерта и фирмы К. Фаберже.
Также в экспозицию вошли несколько икон, служивших подношениями российским императорам и членам их семей.
Дополнительная информация о выставке «Красота святости и святость красоты» и условиях посещения Музея Фаберже доступна онлайн.