Правда в объективе: рецензия на фильм «Вопль»

6 февраля до российского проката доберётся испанский хоррор о паранормальном преследователе. Казалось бы, кого в 2025 году могут удивить подобные сюжеты, в особенности после дилогии «Улыбка» Паркера Финна и «Оно приходит за тобой» Дэвида Роберта Митчелла. Бытует мнение, что в рамках этого поджанра ужасов исчерпали всё, что только можно. Даже игры в деконструкцию шаблонов сейчас могут быть восприняты как признак вторичности. Однако «Вопль» Педро Мартина Калеро — это совершенно исключительный случай! Неспроста же он получил приз за лучшую режиссуру на кинофестивале в Сан-Себастьяне. Специально для DEL’ARTE Magazine кинокритик Никита Маргаев рассказывает о том, почему на ленту стоит обратить внимание, даже если вы не питаете большой любви к ужасам. 

Андреа (Эстер Экспозито) — обычная студентка из Мадрида. Она редко появляется на шумных вечеринках, предпочитая им общение со своим парнем (Алекс Моннер), уехавшим учиться в Австралию. Как раз во время одного из таких видеозвонков последний замечает в дверях силуэт мужчины. Девушка не придаёт этому большого значения, принимая тёмную фигуру за своего отца. Когда Андреа выходит в гостиную, чтобы удостовериться в своих догадках, от настоящего папы она получает телеграмму, извещающую о смерти матери. Пролистывая на следующий день свою фотогалерею, она понимает, что загадочный незнакомец присутствует на доброй части снимков. После осознания этого факта её жизнь превращается в параноидальный кошмар. 

Эстер Экспозито в фильме «Вопль» © Фото: кинопрокатная компания «Про:взгляд»

Первое, что выгодно отличает «Вопль» от более заурядной жанровой родни, — это чрезвычайно сложное внутреннее устройство. Описанная в синопсисе история Андреа — это лишь одна из новелл, рассказанных в картине. По мере развития сюжета выяснится, что до неё другие девушки уже сталкивались с этим жутким существом. Фильм поделён на главы, но без учёта хронологического порядка. Чтобы раскрыть суть происходящего в первом сегменте, история делает временной кульбит, логически подводя к флешфорварду из пролога. Лента Педро Мартина Калеро подобна пазлу, и зрителю предстоит собирать его, каждый раз начиная с углов, а не с центра композиции. 

Прямо скажем, нелинейное повествование — это драматургический приём, который не так часто используется в хоррорах. Даже создатели популярных в наши дни слоубёрнеров сторонятся подобных завихрений сюжета, боясь испортить динамику. «Вопль» же бескомпромиссен в этом отношении, хотя во многом построен как раз на постепенном наращивании саспенса. Режиссёр нередко прибегает к обману ожиданий, словно издеваясь над зрителем, насмотревшимся шаблонных ужастиков. Он прекрасно осведомлён, что люди в состоянии раскусить тривиальный скример задолго до того, как он произойдёт. Калеро обращает этот навык против тех, кто им якобы обладает. Создавая все предпосылки, как аудиовизуальные, так и сюжетные, он застаёт зрителей врасплох при помощи того, что не даёт им желаемого. 

Эстер Экспозито и Хосе Луис Феррер в фильме «Вопль» © Фото: кинопрокатная компания «Про:взгляд»

Впрочем, одного разрыва шаблонов было бы явно недостаточно для попадания на кинофестиваль в Сан-Себастьяне. «Вопль» — это скорее инди-драма с элементами мистики, нежели классический хоррор. Авторское высказывание пусть и не сразу, но считывается недвусмысленно. Центральное место в истории отведено женщинам, над которыми совершается психологическое и физическое насилие. Поскольку им никто не верит на слово, камера становится единственным доказательством существования антагониста, олицетворяющего это самое насилие. Да, представители мужского пола в фильме также погибают от рук злого духа, но и этому можно без труда найти объяснение, равно как и тому, что проклятие передаётся через кровное родство. Отличная метафора, положенная в основу сюжета, позволяет справедливо отнести новинку к разряду «возвышенных ужасов». Между тем картину есть в чём упрекнуть: символизм порой затмевает логику, превращая происходящее на экране в набор условностей и недомолвок. 

Матильда Олливье и Хосе Луис Феррер в фильме «Вопль» © Фото: кинопрокатная компания «Про:взгляд»

Однако, если и есть в ленте Педро Мартина Калеро какие-то недостатки, все они нивелируются за счёт фасонистой формы. Чего только стоит открывающий эпизод, снятый в лучших традициях Гаспара Ноэ: ослепительные вспышки света, клубная музыка и нарушающий привычное течение времени монтаж. После такой вступительной сцены кажется, что дальше фильм уже едва ли сможет чем-то удивить, но немногим спустя считающие так зрители поймут, что ошибались. Отдельной похвалы заслуживает музыкальное сопровождение и работа со звуком. Оригинальный саундтрек с использованием вселяющего страх женского вокала — однозначная удача ленты. Пробирающие до дрожи завывания органично дополняют царящий в ленте климат безысходности и сумасшествия. В связи со всем описанным выше напрашивается закономерный вывод: «Вопль» — крайне любопытный фильм ужасов, а дебютант Калеро — новая звезда на небосклоне переживающего ренессанс жанра. 

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты