«Анора»: грустная сказка о рыночных отношениях 

17 октября в российский прокат выйдет «Анора» Шона Бейкера. Лента была удостоена «Золотой пальмовой ветви» в Каннах и восторженно принята профессиональной прессой, о чём свидетельствует рекордно высокий показатель «свежести» в 98% на агрегаторе Rotten Tomatoes. В России «Анору» ждут с особым трепетом, ведь в актёрском составе фильма задействованы главные звёзды отечественного кино. Специально для DEL’ARTE Magazine кинокритик Никита Маргаев рассказывает о том, как изящно триумфатор Канн сталкивает сказочные мотивы и суровую реальность. 

Эни (Майки Мэдисон) живёт в депрессивном районе Бруклина и работает стриптизёршей в ночном клубе. Однажды туда заглядывает молодой русский парень по имени Ваня (Марк Эйдельштейн), отпрыск миллиардера Николая Захарова (Алексей Серебряков). Он просит администратора заведения привести к нему кого-нибудь, кто владеет его родным языком. Эни, воспитанная бабушкой-узбечкой, не может свободно говорить на русском, но ей хватает вокабуляра, чтобы понимать Ивана. После нескольких встреч, которые прошли уже в родительском особняке, он предлагает Эни за двадцать тысяч долларов в неделю стать его эксклюзивной девушкой. Та соглашается, и они вместе с его друзьями-мажорами отправляются кутить в Вегас, где вскоре решают сыграть свадьбу. Узнав об этом из ленты новостей, родители жениха вылетают в Штаты, дабы расторгнуть брак. Предварительно они посылают к Ивану своего человека — армянина Тороса (Карен Карагулян), который берёт с собой помощников — Гарника (Ваче Товмсян) и Игоря (Юра Борисов). Понимая, что наказанием для него станет возвращение на Родину, молодой человек сбегает в неизвестном направлении. 

Майки Мэдисон в фильме «Анора» © Фото: IMDB

Во всём творчестве Шона Бейкера и в особенности в «Аноре» проглядывается влияние режиссёров, в любви к которым он регулярно признаётся в интервью. В первую очередь речь идёт об отце американского инди-кино Джоне Кассаветисе, «голосе маргиналов» Хэле Эшби и британском гуманисте Кене Лоуче. Герои картин Бейкера — это всегда изгои, отверженные обществом в силу их происхождения или рода деятельности. Он не клеймит их, но и не оправдывает, но делает всё, чтобы зритель испытывал к ним понимание и сострадание. Однако в отличие от социального кино, которое снимают на туманном Альбионе, американский капиталистический неореализм не отличается открытой критикой системы. Лента не заостряет внимание на том, что подтолкнуло Эни к предоставлению интимных услуг за деньги. Иной бы на месте Бейкера обязательно обмолвился о трудном детстве, раннем взрослении и невозможности заплатить за колледж, которые в совокупности привели главную героиню к единственно возможному виду заработка. 

Да и вообще «Анора» — не столько социальная драма, сколько перевёрнутая сказка. На деконструкции расхожих сюжетов и ключевых архетипов построена добрая часть постмодернистских произведений, и картина Шона Бейкера не исключение. То, что эгоистичный и незрелый самодур в исполнении Эйдельштейна совсем не похож на «принца на белом коне», становится очевидно, как только герой появляется на экране. Бейкер и не планировал по второму кругу пересказывать сюжет «Красотки» с Джулией Робертс. Если в культовой мелодраме сыгранный Ричардом Гиром Эдвард в конце превращался в того самого героя рыцарского романа, готового взобраться на башню, дабы «спасти принцессу», то в «Аноре» Иван не способен ни на что иное, как вечно убегать от проблем или покорно прятать голову в песок. Его бессмысленный и беспощадный бунт против родителей можно охарактеризовать известным в наших краях выражением «назло маме уши отморожу». 

Майки Мэдисон и Марк Эйдельштейн в фильме «Анора» © Фото: IMDB

Впрочем, и Эни — это далеко не Вивиан. В то время как героиня Джулии Робертс ближе к финалу понимала, что больше не хочет заниматься любовью за деньги, даже если те будут переведены в эквивалент супружеских подарков, у Аноры подобного диссонанса в голове не возникает. Она готова ревностно охранять свой брак, но отнюдь не из-за тёплых чувств к супругу, а ради сохранения определённого социального статуса. Мотив у центральной героини истории, конечно, корыстный, но абсолютно понятный зрителю, а потому проникнуться к ней симпатией совсем нетрудно. Для актрисы Майки Мэдисон это первая главная роль в карьере; и это невероятный успех, который точно будет увековечен номинациями в наградном сезоне. 

Настоящим украшением «Аноры» стало трио, состоящее из армянского священника Тороса, неудачливого гангстера Гарника и «рашн гопника» Игоря. Именно на них держится добрая часть комедийной составляющей фильма. Их перепалки с Эни — сливающееся воедино англо-русско-армянское многоголосие вперемешку с нецензурной бранью — лучшее, что есть в картине. Юра Борисов вновь очутился в привычном для себя амплуа с виду грубого и неприветливого парня с добрым сердцем. В 2021 году он уже заезжал в Канны с фильмом «Купе номер шесть», где играл похожего персонажа. Другим участником основного конкурса фестиваля тогда был как раз Шон Бейкер с его «Красной ракетой». 

Что же до репрезентации российской диаспоры на экране, то режиссёру удалось обойти все острые углы и уклониться от всевозможных обвинений. Несмотря на общий налёт сказочного гротеска, показанные на экране обитатели Брайтон-Бич и даже семья олигарха совсем не кажутся карикатурными и чересчур стереотипными. С другой стороны, нет в «Аноре» и никакой романтизации. Будь на месте русскоговорящего района Бруклина какой-нибудь Чайна-таун в Сан-Франциско, история бы едва ли радикально преобразилась.

Юра Борисов в фильме «Анора» © Фото: IMDB

Несмотря на то, что «Анору» можно справедливо отнести к комедийному жанру, её третий акт всё же заметно выделяется из общей канвы и по настроению, и по динамике. Адреналиновое, стремительное, цветастое действо в финале уступает место приглушённым цветам, размеренному повествованию и разговорам по душам в тишине. Душераздирающая концовка, контрастирующая со всем показанным ранее, завершает похождения героини в погоне за лёгкими деньгами и сказочной метаморфозой «из грязи в князи» единственно логичным образом. У Шона Бейкера получилась пронзительная история об одиночестве, в которой гораздо больше грустного, чем может показаться на первый взгляд. 

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты