В октябре на канале HBO вышел новый сериал «Отыграть назад», главные роли в котором сыграли Николь Кидман и Хью Грант. Зрители особенно отметили, как хорош последний: в карьере британского актёра наметился новый виток популярности после успеха «Джентльменов» Гая Ричи. Специально для DEL’ARTE Magazine Иван Афанасьев пересмотрел фильмы с участием Хью Гранта, чтобы проследить эволюцию его образа.
Хью Грант родился 8 сентября 1960 года в Лондоне в аристократической семье, включавшей виконтов, графов, политиков и потомственных военных, — одним из его предков, например, была сестра экс-премьер-министра Великобритании Спенсера Персиваля. Его мама более тридцати лет преподавала в государственных школах латынь и музыку, а старший брат получил экономическое образование и впоследствии перебрался в Нью-Йорк, став управляющим директором крупного банковского холдинга JPMorgan Chase. Его дед, аристократ и прирождённый охотник, с детства водил маленького Хью по лесам Шотландии. Мальчика называли красавцем, но ему это не нравилось — он хотел быть мужественным и брутальным. Поэтому, однажды разбив лицо во время игры в футбол и получив парочку шрамов, он впоследствии стал знатным драчуном и провокатором.
Грант поступил в Оксфорд, где изучал английский язык, параллельно играя в театральных постановках и выступая в пабах в составе труппы комиков «Шутники из Норфолка». После проспонсированного университетом фильма «Привилегированные» голубоглазого молодца быстро заметили агенты и стали звать на съёмки в сериалы — поначалу он соглашался лишь для платы за учёбу, но постепенно роли стали всё серьёзнее. Первый большой успех пришёл в 1987 году с фильмом «Морис», рассказывающим о любви двух юношей во времена викторианской Англии, где гомосексуальность была под запретом. Как ни пытался Хью Грант заделаться в brutal men, его трогательная утончённость и аристократичные черты лица сыграли свою роль — ему и партнеру в кадре Джеймсу Уилби вручили кубок Вольпи Венецианского кинофестиваля за лучшую мужскую роль.
Следующая крупная роль Хью Гранта — фильм «Экспромт», где он сыграл Фредерика Шопена — ранее он уже исполнял эту же роль в фильме «Ноктюрны». Образ получился страстный, как и положено одному из основателей французского романтизма в музыке; его партнерша Джуди Дэвис, сыгравшая Жорж Санд, возлюбленную композитора, в итоге получила премию «Независимый дух». Самого же Гранта не отметили, но позже кинокритик Дэвид Йерсли в своём обзоре актёрского почерка артиста писал, что Грант в «Экспромте» получился на удивление амбивалентным: надменный и самоуверенный гений, под хрупким фасадом которого скрывается ранимый холерик. Именно в таких амплуа Грант будет блистать в дальнейшем. Успех в этом фильме принёс ему роль в «Горькой луне» Романа Полански, где у него была не главная, но очень важная драматическая роль супруга, чьи отношения с женой проходят этап трансформации после встречи со странной супружеской четой.
Интеллигентность в сочетании с фирменной экспрессией сделали его известным в узких кругах, но не звездой. Интересно, что в 1993 году он вообще подумывал уходить из профессии, но в руки попал сценарий фильма «Четыре свадьбы и одни похороны», который Грант посчитал за пустячок и решил сыграть «напоследок». Итог — самый кассовый британский фильм в истории на тот момент, премия BAFTA за лучшую мужскую роль и всемирная известность. Образ богемного англичанина, эдакого «файв-о-клок-мэн», моментально привязался к Гранту и сделал его образцом британской интеллигентности. После этого пошёл настоящий поток соответствующих ролей, от которых он долгое время не мог отвязаться: «Девять месяцев», «Ноттинг Хилл», «Голубоглазый Микки» и, конечно же, «Дневник Бриджет Джонс», второй знаковый фильм англичанина, сделавший его актёром, способным поспорить в своей популярности в ромком-ролях даже с Мэтью Макконахи. Забавно, что последний так же долго не мог выйти за пределы амплуа и тяготился этим.
Из периода 1990-х стоит выделить отдельно роль в остроумной комедии «Англичанин, который поднялся на холм, а спустился с горы». В кои-то веки образ красавца-британца хоть и муссировался, но в ином ключе. В этом похожем на классические комедии студии «Илинг» («Виски в изобилии», «Замочить старушку») слегка абсурдном фильме Грант сыграл роль помощника картографа, которому нужно замерить высоту холма, чтобы доказать, что тот на самом деле является горой. Актёр смог отдохнуть от наверняка приевшихся амплуа сердцеедов и разыграть роль забавного, немного наивного молодого человека, ввязавшегося в уморительно дурацкую авантюру. Он проявил свои комические таланты, напоминающие его ранние актёрские работы юности, когда он выступал в составе «Шутников из Норфолка».
Другая прорывная работа — в фильме «Мой мальчик» 2002 года, где Грант сыграл взрослого повесу, наслаждающегося богатой жизнью без всякой ответственности, который внезапно находит счастье в заботе о сыне встреченной им матери-одиночки. Вместо ромкома зритель увидел драму, вместо привычного импозантного богача — вынужденно серьёзного мужчину, который осознаёт ценность чужой маленькой человеческой жизни. До этого Грант играл, если начистоту, слегка инфантильных, идеализированных персонажей, которые выглядели, как сказочный идеал (ну или хотя бы пародия на него) принца на белом коне. В «Моём мальчике» он сыграл, пожалуй, первую по-настоящему серьёзную и зрелую роль в своей карьере — и заслужил восторженные отзывы кинокритиков.
После этого он вернулся к своим классическим образам донжуанов-романтиков — но популярность уже успела слегка погаснуть. Зрителям приелся заезженный стандарт «грантовского» персонажа, который, кстати, вдобавок ко всему начал потихоньку стареть. Теперь он играл примерно тех же героев, но уже ощущающих кризис идентификации: как, например, Пол Морган в фильме «Супруги Морган в бегах» — уставший от брака мужчина, на которого вместе с его супругой завёл охоту некий киллер. Ироничная мелодрама провалилась в прокате, а партнерша Гранта Сара Джессика Паркер даже получила номинацию на «Золотую малину». Грант постепенно терял фирменную импозантность, и с этим стоило что-то сделать. Роль в «Облачном атласе» братьев Вачовски и Тома Тыквера особого вклада не сделала — обильно загримированный Грант был там лишь одним из обширного ансамбля персонажей и особого внимания не привлекал.
Выход был найден там, где не ждали — английского лорда ромкомов пригласил к себе Гай Ричи, сняв его в своей шпионской комедии «Агенты А.Н.К.Л.», — по сути, пародии на все фильмы, посвящённые «холодной войне». Грант получил роль директора разведки Великобритании Александра Уэверли — своего рода собирательный образ начальников подобных служб, пропущенный через мясорубку фирменного стиля Ричи. В итоге глава УВМР выглядел форменным идиотом. Комический талант Гранта вкупе с интеллигентной внешностью эксцентричного, слегка чванливого британца стал несомненной удачей, и Ричи продолжил использовать талант актёра. Вишенкой на торте и одной из лучших ролей в карьере Хью Гранта стал образ хитроумного репортёра Флэтчера из «Джентльменов», попытавшегося вывести на чистую воду крупнейших нарковоротил Лондона. Уморительный проныра-наглец с неподражаемым обаянием чёртика из табакерки вернул ему статус актёра-любимчика публики.
Последняя роль Гранта на данный момент — в сериале «Отыграть назад», которая лишний раз доказывает, что актёра рано не то что списывать со счетов, но и вообще забывать о нём. Красиво постарев, к 60 он открыл в себе второе дыхание и недюжинный талант к перевоплощениям. Кажется, образ любвеобильного ловеласа настолько надоел актёру, что он решил отыграться за все предыдущие почти четыре десятка лет заседания на троне главного разбивателя женских сердец. Теперь Грант намерен показать, что такое зрелая английская актёрская школа.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал