«Дикая парочка»: уставшая красота

11 февраля в прокат выходит «Дикая парочка» — новый режиссёрский проект Джона Патрика Шэнли, лауреата премии «Оскар» и Пулитцеровской премии. В главных ролях — Джейми Дорнан («50 оттенков серого»), Эмили Блант («Тихое место»), Джон Хэмм («Безумцы») и Кристофер Уокен («Криминальное чтиво»). Специально для DEL’ARTE Magazine Иван Афанасьев рассказывает, почему новый фильм выдающегося сценариста и драматурга смотрится как туристическая открытка, но не как полноценное кино.

Мечтательный и чудаковатый фермер Энтони (Джейми Дорнан) живёт в Ирландии со своим престарелым отцом (Кристофер Уокен), который вечно сокрушается, что его сын до сих пор не женат и всё время проводит за работой на их участке. Родителя это беспокоит настолько, что он решается на радикальное решение — принадлежащую ему ферму он намеревается продать, а объект неловких воздыханий Энтони, прекрасную соседку Эмили Блант (Эмили Блант), живущую с матерью (Дирбла Моллой), — попытается сосватать своему успешному племяннику Адаму (Джон Хэмм), ведущему бизнес в США. В один день американец приезжает и приводит в восторг всех, включая свою перспективную возлюбленную. У Энтони, до того практически бездействовавшего, остаётся последний шанс не дать Розмари уехать в Америку.

Завязка вполне себе в духе ромкомов. Режиссёр, сценарист и драматург Джон Патрик Шэнли известен в первую очередь по принёсшему ему «Оскар» сценарию романтической сказки «Во власти луны» с певицей Шер и Николасом Кейджем, а также драме «Сомнение», снятой им по собственной пьесе, отмеченной Пулитцеровской премией. В центре его сюжетов всегда оказываются люди слегка чудаковатые, плохо адаптирующиеся к обществу, порой незрелые и инфантильные. Таков и Энтони — странноватый парень за тридцать, фанатично чтящий традиции предков (вроде закрытия сразу двух ворот во двор, хотя можно обойтись и одними), рыскающий по земле с металлоискателем в поисках бог пойми чего и обсуждающий свои чувства с ослом. Проблема в том, что кроме придурковатости ему трудно дать какие-либо ещё характеристики.

Как и его пассии, своего рода переходящему кубку между двумя не способными договориться друг с другом мужчинами, — красивой, как осенний лес, но пустоватой Розмари.

Постановку пьесы «За пределами Маллингара», которая лежит в основе сценария «Дикой парочки», умеренно ругали за плоские характеры — это, кстати, можно считать общим недостатком фильмов, собственноручно снятых Шэнли. В режиссёрском дебюте «Джо против вулкана» образ главного героя, затюканного жизнью клерка, узнавшего о смертельном недуге и решившегося на сомнительную авантюру, не удалось вывести за рамки эксцентрики игравшего его Тома Хэнкса. В «Сомнении», лучшем на сегодняшний день фильме Шэнли, ему удалось чуть лучше раскрыть героев — преподавателей приходской школы, заподозривших одного из коллег в педофилии, — оттенив их характеры минималистичным, вполне в духе католической скромности, визуальным рядом.

В «Диком горном тимьяне», как фильм называется в оригинале (кстати, никак не связанном с одноимённой книгой Розамунды Пилчер), Шэнли тоже пытается подпитать невнятные актёрские работы и вялую драматургию «красивостями». В первую очередь, конечно же, сногсшибательными видами графства Мейо, после которых хочется бросить всё и бежать покупать билеты в Ирландию и учить джигу. Но кино — не туристический путеводитель, особенно когда в центре внимания любовная история. Богатые пейзажи вроде бы добавляют веса фанатичности Энтони, который из принципа не хочет менять родину на чужеродную Америку, и подчёркивают сомнения Розмари, искоса поглядывающей на буржуйский «Роллс-Ройс» своего возможного жениха. В конечном счёте это, вроде как, история про национальную гордость и идентичность, которые должен чтить любой уважающий себя гражданин такой патриотичной страны. А история все никак не способной состояться любви странного фермера и дикой ирландки типа служит катализатором пробуждения этой идентичности. Но именно «вроде как» и «типа».

В итоге не совсем понятно, зачем Шэнли экранизировал именно эту откровенно слабую пьесу, особенно учитывая то, что снимает он раз в полтора десятка лет. Её театральная основа выдаёт себя с лихвой, а кино, как известно, сильно не словами, а действием. И таким почтенным артистам, как Кристофер Уокен и Джон Хэмм, в итоге просто негде себя проявить. Актёры изображают невнятные чувства, ходят, ведут довольно пустые разговоры и стагнируют вместе со всем действом.

Другие Новости