Из трагической истории семьи Гуччи можно было сделать полноценный сериал, который не показался бы скучным. Но Ридли Скотт был ограничен лишь рамками полнометражного художественного фильма. И в таких условиях, как считает кинокритик Григорий Долич, режиссёр принял единственно верное решение — сфокусировался на героях и их взаимоотношениях, оставив остальное (включая даже моду) за скобками.
Сюжет переносит зрителей в конец 70-х. Молодая красотка Патриция Реджани работает в маленьком офисе транспортного предприятия своего отца. Однажды, получив приглашение на модную вечеринку, она случайно знакомится там с привлекательным, но очень скромным парнем по имени Маурицио Гуччи, учащимся на адвоката. Немедленно узнав известную фамилию, Патриция тут же загорается желанием во что бы то ни стало добиться внимания юного наследника модной империи.
Леди Гага и Адам Драйвер в фильме «Дом Gucci»
«Дом Гуччи. Сенсационная история убийства, безумия, гламура и жадности» – название публицистической книги модной журналистки Сары Форден, вышедшей в 2001 году и написанной таким ярким языком, что публика восприняла ее почти как роман. Уже в 2006 году под руководством Ридли Скотта началась разработка кинопроекта, к которому на главные роли в разное время присматривались Анджелина Джоли, Леонардо ДиКаприо и Пенелопа Крус, а также Вонг Кар-Вай и Джордан Скотт (дочь Ридли Скотта) — в качестве режиссёров. Главным препятствием на пути к экрану была многолетняя борьба за авторские права, и когда в 2020 году MGM, наконец, решила эту проблему, в кастинг были назначены Леди Гага, Адам Драйвер, Джаред Лето, Аль Пачино и Джереми Айронс.
Джаред Лето особенно прекрасен в роли Паоло Гуччи. Но в центре внимания зрителей Адам Драйвер и Леди Гага. Гага успела зарекомендовать себя как талантливая актриса в фильме «Звезда родилась», но крайне редко появляется на большом экране. А харизматичному Адаму Драйверу Ридли Скотт явно доверяет, чем знаменуется выбор его на главную роль во втором подряд проекте режиссера. Оба актера идеально попали в образы своих персонажей.
Джаред Лето в фильме «Дом Gucci»
Так как режиссёр решил отбросить всё “лишнее” и рассказать историю отношений членов семьи Гуччи, все внимание сосредоточилось на игре актёров, наблюдать за которыми — одно удовольствие. В руках Ридли Скотта «Дом Gucci» стал поучительным сюжетом о противостоянии семейных ценностей искушениям богатой жизни. Герои с первых же минут представлены как люди, прежде всего ищущие личной выгоды во всём и способные без зазрения совести пожертвовать ради достижения цели чем и кем угодно.
Более двух с половиной часов экранного времени пролетают незаметно, заставляя лишь жалеть о том, что нельзя увидеть больше подробностей. И многие критики тут же поспешили вынести за это картине неутешительный приговор, обвинив ее в поверхностности и сбивчивости повествования, то и дело перескакивающего на год-два вперёд. Но, думается, дело тут не в глубине проработки темы, а в том, что было важно для британского режиссёра. Мог ли Ридли Скотт снять гламурное кино в стиле «Круэллы» или даже телепроект, который показал бы во всех деталях, как развивался модный дом Gucci? Нет сомнений, что мог бы. Но интересовала его не мода, а люди и их пороки — то, как развращение властью и деньгами способно разрушить самое важное, что есть в нашей жизни, а заодно и нас самих.
Леди Гага в фильме «Дом Gucci»
В любом случае, на уровне сценария и режиссуры это мастерская работа. В 84 года Скотт снимает всё так же ярко и дерзко, ничуть не утратив чувства прекрасного. Может, фильму порой и не достаёт шика и лоска модных нарядов (тут за всех отдувается Гага в элегантных костюмах), но, смотря его, вы всё равно переноситесь в мир богатства и вседозволенности, который от сцены к сцене завлекает вас всё больше.
Интересно, что на раннем показе Патриция Гуччи (дочь Паоло) заявила, что она возмущена тем, как была изображена её семья, что в книге неправда и в фильме её ещё больше, а Ридли Скотт пытается нажиться на трагедии её семьи, да и вообще, никто даже не попытался связаться ни с ней, ни с Патрицией Реджани. На это режиссёр ответил довольно жёстко, указав, что, учитывая всё произошедшее с домом Gucci, Патриции бы не следовало упрекать его в том, что он на ком-то пытается нажиться. И после просмотра с ним хочется согласиться.
Аль Пачино в фильме «Дом Gucci»
Фильм, несомненно, стоило снять, невзирая на все возмущения со стороны, и со временем «Дом Gucci» обязательно займёт место в ряде лучших картин не только Скотта, но и остальных участников проекта. А для зрителей послужит не только развлечением, а ещё и ценной иллюстрацией того, как жизнь бывает жестока к тем, кто жесток к другим.