3 октября до отечественных экранов доберётся «Другой человек» Аарона Шимберга. В феврале этого года фильм был показан в рамках основного конкурса Берлинале-2024, где был чрезвычайно тепло встречен профессиональной прессой: многие даже называли его главным фаворитом в списке соискателей главного приза. Тем не менее жюри присудили «Золотого медведя» другой ленте, но зато отметив Себастьяна Стэна наградой в соответствующей номинации. Специально для DEL’ARTE Magazine кинокритик Никита Маргаев рассказывает о терапевтических свойствах фестивального хита.
Эдвард (Себастьян Стэн) страдает от нейрофиброматоза II типа — его лицо покрыто множеством доброкачественных опухолей. Он ведёт затворнический образ жизни, спасаясь от пристальных и зачастую презрительных взглядов окружающих в своей квартирке. Однажды он знакомится со своей новой соседкой — обаятельной Ингрид (Рената Реинсве), мечтающей стать драматургом. Девушка проникается симпатией к Эдварду, и у них завязывается крепкая дружба. Не желая мириться с тем, что его облик пугает окружающих и не позволяет вести полноценную социальную жизнь, он соглашается попробовать лечение экспериментальным препаратом. И — о чудо! — болезнь уходит. Новая внешность позволяет Эдварду, взявшему новое имя, добиться определённых успехов в личной жизни и карьере (он становится лицом риелторской компании). Однажды на улице он встречает Ингрид, которая думает, что её сосед умер. Оказывается, та написала театральную пьесу по мотивам их взаимоотношений. Главный герой приходит на прослушивание, получает роль прежнего себя, наконец сближается с возлюбленной, но в эту идиллию вторгается Освальд (Адам Пирсон), страдающий от того же недуга.
Адам Пирсон и Себастьян Стэн в фильме «Другой человек» © Фото: Киноафиша
Забавная ситуация складывается в российском прокате: «Другой человек» с своём бодипозитивном посыле и даже в отдельных аспектах сюжета до ужаса напоминает «Субстанцию», вышедшую пару недель назад. В обеих картинах не готовые мириться с изъянами своей внешности персонажи получают шанс на радикальное преображение при помощи чудо-вещества, что поначалу влечёт за собой положительные изменения, но в конечном счёте оборачивается чудовищными последствиями. Правда, в «Субстанции» доносимое до зрителей послание носило конкретную гендерную направленность, а у Шимберга оно имеет универсальный характер, то бишь обращено ко всем смотрящим. Картины также различаются в тональности: «Другой человек» обладает меланхоличным настроением и не гнушается медитативного повествования.
Картина представляет собой жанровый симбиоз чёрной комедии, психологического триллера и гуманистической мелодрамы. Элементы боди-хоррора здесь тоже присутствуют, но в куда меньших масштабах, чем в упомянутой выше работе Корали Фаржа. Загримированный Себастьян Стэн вызывает скорее жалость, чем отвращение, а в действительности страдающий от нейрофиброматоза Адам Пирсон — так и вовсе неподдельное восхищение. К слову, над созданием визуального образа Эдварда работал один из самых именитых мастеров сего ремесла — Майк Марино, также ответственный за грим Колина Фаррелла в сериале «Пингвин».
Себастьян Стэн в фильме «Другой человек» © Фото: ФильмПро.Ru
Себастьяну Стэну досталась роль действительно жалкого, маленького человека, которого изнутри пожирают собственные комплексы и оголтелая ненависть к себе. Его трагедия в том, что, даже пройдя через волшебное преображение, другим человеком он как раз не становится. Под маской внешнего благополучия скрывается всё тот же Эдвард, желающий быть любимым и кому-то нужным. Он никак не может принять тот факт, что его коллега по несчастью ведёт полноценную жизнь, не закрываясь в себе и не уходя в отшельничество. Именно поэтому симпатии зрителя остаются на стороне открытого добряка Освальда, превосходно сыгранного Адамом Пирсоном. Картина говорит, что внешность — лишь фантик, скрывающий настоящую личность. Банально ли это? Возможно. В любом другом случае картину можно было бы упрекнуть в фальшивости такого посыла и его оторванности от наших реалий, но «Другой человек» уже самим участием в нём Пирсона доказывает обратное, подкрепляя эту мысль изящными драматургическими решениями. Тем более это же вопрос оптики, ведь при желании даже самые страшные изъяны внешности можно превратить в отличающую тебя от других особенность.
Что интересно, в фильме не раз — меж строк или напрямую вслух — поднимаются вопросы этики. К примеру, насколько допустимо то, что человек, не являющийся частью определённой социальной группы, играет на сцене или на экране её представителя? Или, с другой стороны, является ли условный Освальд заложником своей внешности в плане выбора ролей? Да и вообще насколько этично по отношению к реальным человеческим судьбам эксплуатация их историй в продуктах массовой культуры? И далеко не на все из них фильм отвечает отчётливо — часть из них повисает в воздухе и после просмотра.
Себастьян Стэн, Рената Реинсве и Адам Пирсон в фильме «Другой человек» © Фото: ФильмПро.Ru
Отдельного внимания заслуживает саундтрек за авторством композитора Умберто Смирилли. Равно как и сама история, сочетающая в себе сразу несколько жанров, её музыкальное сопровождение столь же умело балансирует между различными настроениями, совмещая нуарные джазовые мотивы и общую мягкую тональность.
«Другой человек» Адама Шимберга не скатывается в формат простенькой притчи о любви к себе с приторно-слезливым финалом, а предлагает зрителю обстоятельный и не отличающийся высокой динамикой разговор по душам, местами грустный и мрачный, местами способный развеселить. Не в последнюю очередь это заслуга сильных актёрских работ основного трио и остроумного сценария, где каждая деталь имеет значение.