«Дюна» в жанре «недорассказанной истории» от Дени Вильнёва

На экраны вышла долгожданная экранизация культового научно-фантастического романа Фрэнка Герберта «Дюна». Фильм начали разрабатывать ещё в 2008 году, но следующие 9 лет проектом играли в мяч несколько студий, пока, наконец, он не осел в руках великолепного канадца Дени Вильнёва. Получилось 155 минут чистого киноманского удовольствия, припудренного лёгким чувством неудовлетворённости.

Сравнивать экранизацию с первоисточником – занятие всегда сомнительное. Но в данном случае это необходимо, поскольку роман «Дюна» долгое время считали неподдающимся переносу на экран. Всё дело в том, что большую часть книги занимают мысли героев и их разговоры друг с другом, а собственно действия там практически нет. Это что-то вроде «Игры престолов» с той разницей, что смысловая нагрузка в «Дюне» гораздо больше, и сюжетные перипетии не сводятся к банальным дворцовым интригам.

По этой причине все режиссёры, покушавшиеся на произведение Герберта, впадали в крайности. Начало положил скандальный Алехандро Ходоровски – в 70-х он решил превратить роман в гимн поколения ЛСД, усмотрев в «специи» (самом ценном ресурсе мира «Дюны», вызывающем пророческие видения) однозначный намёк на наркотический трип. Надо сказать, что задуманная Ходоровски 12-часовая картина, кажется, могла поколебать устои не только кинематографа, но и мироздания. В ней согласились сняться Сальвадор Дали, Мик Джаггер и Орсон Уэллс, музыку должны были написать Pink Floyd, а концепт-артами занимался Ханс Руди Гигер. Однако в 70-х такой экстравагантный проект, разумеется, профинансировать никто не взялся, поэтому от него остался только красивый альбом с наработками, гулявший по студиям в качестве уникального артефакта. Из всех участников авантюры выиграл только Гигер – его подобрал Ридли Скотт, с которым они вместе сотворили «Чужого».

Затем в 80-х «Дюна» досталась другому сюрреалисту – Дэвиду Линчу. Он не стал снимать ужасно долгий фильм, но тоже весьма вольно обошёлся с оригиналом, и, несмотря на бюджет в $42 миллиона, его интерпретация выглядела откровенно дёшево и в прокате не окупилась. Наконец, в начале 2000-х книга послужила основой для мини-сериала, больше похожего на весёлый приключенческий рассказ в стиле «Звёздного пути», чем на серьёзную драму, поднимающую непростые философские и религиозные вопросы.

Таким образом, проблема экранизации «Дюны» всегда заключалась в том, как соблюсти баланс между глубиной проработки её идей и динамичным повествованием. На первый взгляд, кандидатура Дени Вильнёва казалась идеальной – ему не только удалось снять достойный научно-фантастический фильм «Прибытие», но и создать продолжение легендарного «Бегущего по лезвию», которое пусть и не превзошло оригинал, но и не вызвало ни у кого праведного гнева (что в данном случае является отдельным достижением). Однако и талантливый Вильнёв в своей фантастике местами сильно грешил самолюбованием в стиле «Одиссеи» Кубрика, когда сложность и насыщенность визуального ряда начинает перетягивать на себя одеяло, бросая тень на сюжет. К счастью, «Дюну» эта судьба миновала.

С одной стороны, мы имеем два с половиной часа визуального ряда, от которого глаза с жадностью впиваются в экран, а потом требуют добавки. С другой – историю, которая продумана в тех самых важных мелочах, упущенных предыдущими режиссёрами. Несмотря на плавное, неторопливое развитие действия и вдумчивое знакомство со множеством главных героев, ни на секунду не возникает ощущения скуки или необязательности происходящего, чему способствует как всегда прекрасная музыка Ханса Циммера. При этом в фильм перенесли и большую часть смыслов и образов оригинала, которые обогатили его, но не сделали занудным. Актёры, персонажи, сеттинг, атмосфера – в «Дюне» всё на высоте. И в то же время желание не упустить ничего важного и как можно более бережно обойтись с романом, сыграло с Вильнёвом не то чтобы очень злую, но всё-таки шутку.

Ещё три года назад, когда утвердили окончательный сценарий, было заявлено, что картина охватит события лишь первой половины книги. Вроде бы и не звучит так страшно, если знать, где «порезать», но в итоге получилось, что фильм хоть и потрясает воображение, но является всего лишь прологом большого эпоса. Что ж, и такие прецеденты были – можно вспомнить того же «Властелина колец», три части которого выходили с разницей в год. Однако всё дело в том, что мы пока даже не знаем, будет ли у «Дюны» продолжение – это зависит от того, какую она соберёт кассу. Официально анонсирован лишь сериал-приквел «Дюна: Сестричество», который должен выйти в следующем году, в то время как сиквел ещё даже не обзавёлся сценарием.

При таком раскладе возникают большие сомнения относительно того, как относиться к проекту, ведь в качестве самостоятельного высказывания его воспринимать невозможно. Посмотреть «Дюну» и попытаться её оценить – это как посмотреть первый эпизод сериала и делать выводы о качестве всего сезона. Эпизод очень понравился, он просто восхитительный, и потенциал у истории имеется, но она пока ещё не рассказана до конца. Остаётся лишь ждать и надеяться на то, что зрители оценят старания Вильнёва и поддержат его порыв. В руках этого режиссёра «Дюна» имеет все шансы стать новой суперуспешной медиафраншизой, которая сможет без труда конкурировать даже с такими бессмертными титанами, как «Звёздные войны». Ей просто нужно дать шанс показать себя во всей красе.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты