Электроовцы реальны: рецензия на сериал «Воспитанные волками»

3 сентября на канале HBO Max вышел фантастический сериал «Воспитанные волками», исполнительным продюсером, а также режиссёром нескольких серий которого выступил Ридли Скотт («Чужой», «Бегущий по лезвию»). Это первый для маститого постановщика опыт в режиссуре на телевидении. Сериал получил неплохие рейтинги и уже продлён на второй сезон. Специально для DEL’ARTE Magazine Иван Афанасьев рассказывает, что сериал «Воспитанные волками» говорит о Ридли Скотте и его карьере, а заодно разбирается, зачем в фантастическую основу вплетён библейский подтекст.

В XXII веке Земля погибла, а с ней и большая часть человечества. На этот случай у предприимчивых землян был свой план: на планету Кеплер-22Б (реально существующая экзопланета, обнаруженная в 2011 году) отправляется пара андроидов по имени Мать и Отец с биоматериалом, в котором бережно хранятся человеческие эмбрионы. По прибытии всё идёт не так, как следовало бы: корабль падает в глубокую яму, едва не забрав с собой драгоценный груз и пассажиров, из восьми детей выживает лишь один, самый больной, а на стоянку андроидов-нянек натыкаются космические религиозные культисты, считающие оставшегося ребёнка мессией, способным возродить человечество. Но роботы так просто мальчика не отдадут: Мать способна превращаться в могучую боевую машину, готовую криком перемолоть любого в кровавую труху. Она будет защищать своё дитя до последнего.

Несмотря на то, что шоураннером «Воспитанных волками» числится Аарон Гузиковский, подаривший миру отличный сценарий «Пленниц» Дени Вильнёва, чувствуется, что могучая рука мастера Ридли Скотта на каждом шагу направляла перо талантливого драматурга в нужном направлении. Режиссёру «Гладиатора» и «Чужого» религиозная тематика всегда была близка: «Исход: Цари и боги» целиком построен на сюжете о Моисее и исходе евреев из Египта, а последние два фильма из цикла о ксеноморфах — «Прометей» и «Чужой: Исход» — интегрировали библейскую тематику в сай-фай фантастику. Тем самым как бы сталкивая лбами две вечно воюющих за господство над умами стези: науку и религию. Получалось эффектно, хотя и несколько вымученно. В последнем фильме о Чужих ради христианских мотивов Скотт даже подверг переосмыслению святая святых фанатов этой киновселенной — позволил себе отойти от каноничного жизненного цикла инопланетян с планеты в системе Дзета Сетки, тем самым нарушив законы собственного мира. Не говоря уже о том, что в том же «Бегущем по лезвию» библейские подтексты (репликанты как пример существ, зачатых без порока) резко контрастировали с литературной основой романа Филипа Дика.

В «Воспитанных волками» фирменный почерк маэстро Скотта узнаётся с первых кадров: гендерно-нейтральные андроиды (у похожей на стереотипную радикальную феминистку Матери и вовсе отсутствуют, простите, соски, чтобы полностью исключить сексуализацию) в обтягивающих серебристых костюмах, пустынная поверхность планеты, напоминающая родину Космических Жокеев из «Прометея», огромные корабли-пилюли с округленными формами и сквозящий символизм — летательный аппарат фанатиков, например, называется «Рай». Роботы как воплощённая в жизнь форма агрессивного атеизма, отстаивающего своих детей во имя выживания человечества как такового, против не менее агрессивного фундаментализма приверженцев культа эллинистического бога Митры, символизирующего дружбу и сострадание. Не самое простое сплетение тем для фантастического ТВ-сериала, согласитесь? Одновременно с этим, первые две серии, снятые непосредственно Скоттом, смотрятся очень здорово: необычный мир, сочетающий в себе солипсический постапокалипсис с эсхатологическими доктринами.

Но потом режиссура переходит в руки сына Люка Скотта и других, менее именитых постановщиков, и начинают ожидаемо всплывать все пробелы сериала, которые до этого умело прикрывались изобретательными батальными сценами войн будущего и эпизодами, в которых андроид-Мать расправляется с митристами, превращая тех в кровавые фейерверки. Становится очевидно, что сериал ставит вопросы, которые проговариваются будто бы впроброс, между делом, и уходят в никуда: откуда в далеком будущем всплыл древний культ, позабытый ещё во времена античности? Почему сектанты используют оружие будущего, но наряжаются в какие-то средневековые доспехи? Почему космические корабли XXII века так непрактично сконструированы, а перевозимый в них холодец, в котором содержатся эмбрионы, так плохо защищен от повреждений? Как, в конце концов, вообще устроен этот странный мир будущего, в котором наши потомки сообразили подготовить «план отступления» в случае, если человечество окажется на грани вымирания, но так безответственно отнеслись к возможным проблемам адаптации детей, которые возродят людской род?

Десятки неудобных вопросов, разрешения которых ждёшь ещё с момента приземления челнока с Отцом и Матерью, остаются практически без ответа, либо эти ответы оказываются максимально уклончивыми. Но ладно бы проблемы проработки Вселенной — в конце концов, не так часто нас балуют красиво поставленной на ТВ фантастикой. И само действие довольно быстро начинает буксовать: теологические разговоры с переливанием из пустого в порожнее (по факту, вся их суть заключается в том, что любая религия вредна, если трактовать её буквально) соседствуют с поверхностными, никак не раскрываемыми персонажами, которые напоминают перекати-поле, что катится по сюжету, совершенно никак на него влияя. По факту, во многом «Воспитанные волками» выглядит как эффектный, но пустотелый дискурс по некоторым аспектам мировой телеологии, пропущенным через призму предпочтений создателя (с маленькой буквы). Проще говоря — это такое попурри по всему тому, что так любит зачинщик безобразия: религиозные подтексты, мифотворчество, ретро-фантастика. Всем своим в доску — респект и монотеизм Ридли Скотта, всем чужим — пустота безликого космоса, где никто не услышит твой крик.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Другие Новости