12 июня на Netflix состоялась премьера фильма «Пятеро одной крови» режиссера Спайка Ли. Новая работа Ли стала актуальным высказыванием о расовом неравенстве в современной Америке на фоне многочисленных протестов по стране в связи с убийством афроамериканца Джорджа Флойда.
Четверо друзей-ветеранов вьетнамской войны Пол (Делрой Линдо), Отис (Кларк Питерс), Эдди (Норм Льюис) и Мелвин (Исайя Уитлок мл.) возвращаются в «родные» и трагические для себя места боевых действий, чтобы найти останки своего командира Нормана (Чедвик Боузман) и спрятанное золото. Спланированное путешествие начинает идти не по плану, когда во Вьетнам неожиданно прилетает Дэвид (Джонатан Мэйджерс), сын Пола, и просит долю взамен молчания. Оказавшись заложниками манипуляций, «кровные», как себя называют друзья, соглашаются на условия и выдвигаются в джунгли, которые помнят войну.
Все прекрасно понимают, что Спайк Ли самобытный автор, который не нуждается в студийном одобрении. Он снимает, как чувствует и что чувствует, поэтому его фильмы всегда вызывают дискуссию. Так было с «Последним клановцем» и будет с фильмом «Пятеро одной крови», ведь тема Вьетнама все еще отзывается болью в памяти американцев. Однако, как это бывает, прошлое бьет в разы сильнее, если к нему возвращаются намеренно.
Поначалу желания «боевого» квартета выглядят благородно, тем не менее, по мере приближения к золоту становится очевидно, что каждый из них руководствуется личными мотивами. Ярче всех выделяется экспрессивный Пол, который удивил своих друзей афроамериканцев не только поддержкой президента Дональда Трампа, но и агрессивным поведением. Из верного товарища он превратился в дракона Смауга, которым владеет единственная цель — забрать и сохранить золото. Не важно, кто будет стоять на пути — родной сын или лучший друг. Пол прилетел во Вьетнам с ненавистью и скрытым желанием насилия, которое в итоге породит еще больше насилия. В нем еще живо чувство несправедливости, которое продемонстрировала страна, отправив его на войну, поэтому он больше остальных подвержен проявлению жестокости. И Спайк Ли в сюжете раскрывает всю его ярость, что копилась после войны.
Эта проблема скрытой, необузданной, пагубной энергии важна и интересна Ли, так как о ней мало известно. Есть истории о посттравматическом стрессовом расстройстве, которые показывают процесс привыкания к новой жизни молодых людей после возвращения с войны. «Таксист» Мартина Скорсезе или «Охотник на оленей» Майкла Чимино — яркие тому примеры. Но Спайка Ли волнует результат привыкания, то какими стали люди не через 5-10, а через 40-50 лет. И, как показывает фильм, все не так хорошо, как могло показаться на первый взгляд. Никто из «кровных», хоть они и стоят друг за друга, не защищен от идеологий современного мира. Что работало тогда, не работает сейчас. Красная бейсболка с предвыборным лозунгом Трампа «Make America Great Again» («Сделаем Америку снова великой») на голове Пола демонстрирует это. Принципы друзей не выдержали изменений, пришедших вслед за быстрым социальным и экономическим прогрессом, что в итоге привело к тотальным последствиям.
Для Спайка Ли «Пятеро одной крови» — повод показать беспокойство поколений. Да, его взгляд сугубо однополярен, резок и эпизодами переходит черту. Но для него, возможно, это единственный вариант раскрутить вопрос нетолерантности и нетерпимости по максимуму. И если придется поступиться интересами других, Ли к этому готов. Даже обвинения вьетнамцев в сторону героев в массовых убийствах детей и младенцев переводятся как неотъемлемая часть войны. Субъективизм Спайка не позволяет выслушать претензии других, таких же жертв, как и друзья-ветераны.
Путь Пола, Эдди, Мелвина и Отиса к золоту, которое даст им желаемое, схож с шествием Писателя и Профессора к Комнате в «Сталкере» Андрея Тарковского. Только если в «Сталкере» герои «измотали» себя до Комнаты, то персонажи Спайка Ли начали сильно меняться после найденного золота. Былые чувства вместе с депрессией уже не остановить. Размолвка и последующая трагедия — вопрос времени. Главное — понять степень, до которой каждый дойдет. Что будет важнее — «кровный» брат или блестящий слиток? И, кажется, ответ очевиден. Ведь Вьетнам не прощает слабость. Он нависает, окружает и заставляет ощутить клаустрофобию от воспоминаний. Ли показывает, через что прошли друзья ради спасения друг друга, а не страны. Не понятно, от кого они пострадали больше — от США или от Вьетнама?
Поэтому Спайк Ли задается в «Пятеро одной крови» вопросом об убеждениях и ценностях. Что случится, если их не соблюдать, и как реагировать на несправедливость? Эти вопросы были актуальны тогда и особенно актуальны сейчас в связи с популярностью движения Black Lives Matter. Для режиссера важно найти катализатор проблем и размолвок, показать границу рациональности и следующий за ней хаос. Природа человека всегда будет подвержена различным общественным нападкам, которые показывают больные места социума. И вьетнамская война «громкий» пример, показывающий постоянную нестабильность гражданской справедливости и спорное уважение к определенным слоям населения.
Конечно, «Пятеро одной крови» можно считать личным политическим манифестом Спайка Ли, в котором можно углядеть легкое манипулирование общественным мнением с помощью архивных записей и статистических сведений. Однако это не больше, чем напоминани истории эволюционирования права чернокожих в Америке. Остальное — демонстрация состояния психики людей, которых загнали в военный вертолет и отправили в другую страну. Непонятно зачем. Ради мира или войны?
Подписывайтесь на наш Telegram-канал