В российский прокат вышел потенциальный триумфатор грядущего наградного сезона и премии «Оскар» в частности. Претенциозный, напряжённый, полный скрытых и не очень смыслов «Конклав» представляет собой виртуозный в своём исполнении трагифарс, где сюжет о выборах Папы Римского служит лишь ширмой для злободневного высказывания. Специально для DEL’ARTE Magazine кинокритик Никита Маргаев объясняет, почему это, вероятно, самый важный фильм 2024 года.
После смерти понтифика над Ватиканом сгущаются тучи. Свято место пусто не бывает, и в борьбу за Святой престол вскоре вступают сразу несколько харизматичных лидеров, представляющих различные фракции в церкви. Венецианский традиционалист и противник политики релятивизма Гоффредо Тодеско (Серджио Кастеллитто) грозится объявить войну исламу и отправить под нож прогрессивные реформы последних 60 лет. Ему оппонирует американский либерал Беллини (Стэнли Туччи), выступающий за мирное сосуществование с другими религиями и терпимость по отношению к меньшинствам. Им обоим противостоит властолюбивый охранитель из Канады (Джон Литгоу), у которого сложились непростые взаимоотношения с Папой в последние месяцы его жизни. Неожиданно для всех в гонке за голоса вырывается нигерийский проповедник с крайне эклектичными взглядами (Лусиан Мсамати). Не меньшим сюрпризом для собравшихся становится прибытие на конклав доселе неизвестного настоятеля католической миссии в Кабуле. Секундантом этой религиозно-политической дуэли выступает декан Лоуренс (Рэйф Файнс), отказавшийся от притязаний на трон и сочувствующий прогрессисту Беллини. Выборы проходят в закрытом режиме, и, пока кардиналы отрезаны от внешнего мира, по всей Европе происходят страшные события.
Рэйф Файнс в фильме «Конклав» © Фото: Кино-Театр.Ру
«Конклав» — это экранизация одноимённого романа-бестселлера Роберта Харриса, мастера политических триллеров. Это уже не первая киноадаптация его произведений. Один из последних фильмов Романа Полански «Офицер и шпион», рассказывающий о деле Дрейфуса, поставлен как раз по его книге. «Конклав», в отличие от большинства произведений автора, представляет собой вымышленную историю. Однако при желании распознать реальных людей, ставших прототипами его героев, будет не так уж и сложно. За экранизацию романа взялся Эдвард Бергер, лауреат премий «Оскар» и BAFTA за фильм «На Западном фронте без перемен». Никто не сомневается, что и в этот раз он будет удостоен почётного места среди соискателей наград в сценарной и режиссёрской категориях и, что вполне вероятно, даже отхватит пару-тройку персональных статуэток.
«Конклав» — поразительно громоздкое полотно даже с учётом того обстоятельства, что все события разворачиваются в замкнутом пространстве в течение трёх дней. Жанровую принадлежность ленты можно определить как герметичный триллер-детектив со всеми вытекающими из этого элементами. Как и полагается, в фильме есть целая плеяда колоритных героев, у каждого из которых в шкафу под багровой мантией припрятаны скелеты. Служение Богу и забота о пастве здесь, конечно же, ни при чём. Все персонажи преследуют цели иного толка. Победа традиционалиста на выборах означала бы ослабление позиций, а затем и крах либеральной фракции. А потому, сколь бы искренним ни был герой Стэнли Туччи в своих суждениях о равенстве людей, его участие в гонке носит шкурный интерес. То же самое можно сказать и о противоположной стороне. У всех на уме лишь одно — война. Каждый ведёт её по-своему: кто-то относительно честно, кто-то с использованием шантажа и подкупа. Единственные, кому хватает смелости бросить вызов милитаристскому угару кандидатов, становятся главный герой в исполнении Файнса и новичок Винсент. Последний не понаслышке знает, что такое война. Помимо Афганистана, он возглавлял епархии в Конго и Ираке.
Серджио Кастеллитто в фильме «Конклав» © Фото: IMDB
Фильм Эдварда Бергера не о религии, а если быть предельно точным, не столько и не только о ней. В вышедшем неделю назад «Еретике» с Хью Грантом было куда больше полемики на тему самой веры в Бога. «Конклав» слишком мягок для антиклерикальной сатиры. Да, высшие чины духовенства оказываются далеко не такими благочестивыми людьми, какими их представляет паства. По сюжету вскрывается даже сексуальный скандал — впрочем, не идущий в сравнение с резонансным делом о священниках-педофилах. Совсем уж откровенного высмеивания церкви Бергер сторонится, уводя своё послание в другое русло — в критику институтов власти как таковых. Кардиналы в прямом смысле закрываются от внешнего мира, чтобы кулуарно решить, кто будет во главе структуры, насчитывающей по всему миру около полумиллиарда сторонников. В некоторых из них вполне отчётливо считываются личности из мира политики. К примеру, крайне правый Тодеско в своём стремлении отменить все реформы напоминает Дональда Трампа, намеревающегося отказаться от завоеваний администраций Джонсона, Рузвельта и Вильсона. На это сходство намекает и антимусульманская риторика героя Кастеллитто. Но и в отношении либералов Бергер не скромничает в выражениях. Те мало того что сами на руку нечисты и ведут подковёрные игры, так ещё и оказываются неспособны противостоять растущей угрозе с правого фланга. Они готовы поступиться идеалами и в случае чего выбрать меньшее из зол, пристроившись к тому под крыло.
Стэнли Туччи в фильме «Конклав» © Фото: IMDB
Тем не менее «Конклав» — это всё же что-то большее, чем рефлексия по американским или европейским выборам. Это монументальное высказывание о нашем обществе, которое балансирует у края бездны, рискуя вот-вот туда провалиться. Устами главного героя режиссёр проговаривает важную истину: там, где правит уверенность (читай: гордыня, смертный грех) и нет места сомнению, отсутствует тайна, а вместе с тем и вера. Это общечеловеческая трагедия: вместо единства перед глобальными угрозами у нас постоянная грызня за место под солнцем. «Конклав» — тревожное и актуальное предостережение, каким в прошлом году был «Оппенгеймер» Кристофера Нолана. Исход противостояния за пост нового понтифика предугадать можно без особого труда ещё в первом акте, но сам финал — одновременно возвышенный и приземлённый — это нисколько не портит.
Брайан О’Бирн и Рэйф Файнс в фильме «Конклав» © Фото: Кино-Театр.Ру
Не менее примечательна и форма, в которую Эдвард Бергер завернул своё высказывание. «Конклав» давит на зрителя пустыми пространствами, погружёнными в полумрак или, напротив, наполненными ослепляющим безжизненным светом. По ним дефилируют священники в роскошных одеяниях цвета человеческой крови. Вкупе с описанным окружением они куда больше напоминают адептов какого-то тайного культа наподобие того, что был в кубриковском «С широко закрытыми глазами». Всё это действо сопровождается зловещим струнным аккомпанементом от Фолькера Бертельмана. На «Оскаре» 2023 года композитор уже был удостоен приза за лучшую музыку к фильму. С высокой долей вероятности ему удастся повторить свой успех на церемонии в 2025 году.