Карантин не вечен. Однажды мы выйдем из своих домов в новый, здоровый и более-менее безопасный мир, постепенно вернемся к прошлой жизни и заживем, как было до пандемии коронавируса. Кто-то первым делом пойдет в салоны красоты, кто-то в бары, а кто-то – в кинотеатры. Ведь как бы ни были хороши сериалы, и от них начинаешь со временем уставать. Кинокритик Иван Афанасьев специально для DEL’ARTE Magazine рассказывает о шести фильмах, которые стоит ждать после падения режима (самоизоляции).
Ундина
Утонченная полуфэнтезийная история о любви женщины-историка и парня-водолаза, которая зародилась на фоне погруженного в магический реализм манящего своей урбанистической красотой Берлина. В наличии: феминистический дискурс, сказочные двухметровые сомы, история города и один из лучших актеров современности — Франц Роговски в роли ныряльщика. Режиссер фильма, Кристиан Петцольд – один из наиболее ярких представителей так называемой «берлинской школы» – кинематографического направления, схожего с французской «новой волной» 60-х и особо любимого у себя на родине: «Ундина» забрала два приза Берлинского кинофестиваля, а сам Петцольд ранее получал высшую награду за фильм «Барбара». Новая его картина стала одним из фаворитов минувшего Берлинале.
Легенда о Зеленом рыцаре
Фэнтезийная драма, основанная на английской поэме неизвестного автора: однажды таинственный человек приезжает в королевский замок и предлагает пари – его может ударить топором любой, но после он ударит в ответ. Незнакомцу рубит голову молодой Гавейн, член круглого стола короля Артура, но прошедший через декапитацию рыцарь в зеленом встает, забирает голову и обещает встретиться с Гавейном через год. Вместе с ним ждем красивой истории о неизбежности наказания и зловещем роке в декорациях Средневековья. Главную роль исполняет Дев Патель, один из лучших актеров современности, а режиссер фильма, Дэвид Лоури, зарекомендовал себя, как мастер на все руки: и детское фэнтези, если что, снимет («Пит и его дракон»), и криминальную комедию («Старик с пистолетом»), да хоть бы и экзистенциальную драму с мистическим духом («История призрака»).
Душа
Немолодой школьный учитель по музыке, поздновато нашедший себя в исполнении джаза, шел себе по улице, да вдруг возьми и провались в люк. А там – мир, в котором зарождаются наши мечты и вдохновение, а проведет его по нему душа по имени 22. Довольно неожиданная завязка для мультфильма, но если это творение Pixar и автора «Валл-И» и «Головоломки» Пита Докера, то все становится чуточку яснее. Эти ребята могут заставить нас порыдать и задуматься о жизни при помощи плюшевых героев и умильных шуточек «вроде бы для детей». Но, кажется, «Душа» обещает стать самым «взрослым» мультфильмом студии со времен оскароносного «Вверх»: как минимум, довольно смело в самом начале обыгрывать не только гибель героя, но и его экзистенциальные муки и терзания. В 2017 году Pixar уже выпускали еще один весьма смелый проект – «Тайна Коко», который говорил, ни много ни мало, о смерти. Что ж, мы готовы посмотреть и послушать еще раз.
Хандра
Второй полнометражный проект Алексея Камынина, молодого режиссера, до этого попавшего в программу ряда фестивалей со своей детективной драмой «Ложь или действие». «Хандра» тоже не обойден вниманием: в противовес первому фильму постановщика, легкая комедия о трех молодых лоботрясах, пытающихся осознанно жить в неуютной Москве, попала в конкурс крупнейшего европейского кинофестиваля А-класса «Темные ночи» в Таллине и собрала там высочайшие отзывы критиков. Отмечают мощные актерские работы (особенно Данилы Якушева, который, как правило, не выходит за амплуа «актера с кубиками на прессе»), отличный бытовой юмор и общую легкость повествования: это такое городское кино про то, как трудно в большом мегаполисе не потерять свою самость и остаться искренним, но нужно очень постараться.
Керосин
Гипнотическая полуфольклорная история, снятая фаворитом «Кинотавра» Юсупом Разыковым, за которую он получил приз Гильдии киноведов и кинокритиков. Этот режиссер умеет делать простые, но очень эффектные притчевые истории, завязанные на российских реалиях: несколько лет назад он взорвал российскую критику часовым триллером «Турецкое седло» про беспокойного экс-ФСБшника, а теперь привел в восторг новым фильмом про бабулю, которая пытается выживать в мире жестоких мужчин, заводить свинят и превращать воду в топливо для ламп. В «Керосине» сочетаются бытийный и мифический пласты, есть разговоры о женской доле, но без мизандрии, имеется российская «чернуха», но остается место для светлого чуда, на которое и остается надеяться жителям глухих поселков российской периферии.
Преступный человек
Молчаливый нео-нуар из Грузии, снятый худруком Московской школы нового кино Дмитрием Мамулией. Это, кстати, его второй фильм после почти десятилетнего молчания – примерно такого же, как у его протагониста, – ставшего свидетелем убийства человека странного молодого человека, сыгранного непрофессиональным актером Георги Петриашвили, до этого работавшим охранником. Фильм попал в программу «Горизонты» Венецианского кинофестиваля и там поразил зрителей своей меланхоличной поэтикой: холодный мир, лишенный красок и эмоций, – стал ли он таким в глазах героя, умолчавшего о том, что он видел, завороженного картиной тихой насильственной смерти, или он таким был всегда, сколько мы с вами его знаем и молча наблюдаем за тем, как люди за кадром нашей жизни умирают? Это кино вглядывается в тебя – не слишком уютное, но по-ницшеански незабываемое ощущение.