Вышел новый триллер с Рэйфом Файнсом и Аней Тейлор-Джой, рассказывающий о группе богачей, застрявших в ресторане знаменитого шеф-повара. На первый взгляд, фильм кажется голливудской версией недавнего триумфатора Каннского кинофестиваля — «Треугольника печали». Однако при ближайшем рассмотрении «Меню» оказывается гораздо менее размытой и потому более убедительной историей, держащей в напряжении до самого финала.
Состоятельные гурманы приплывают на остров, где их ждёт великолепный ресторан, возглавляемый известным шефом. Всё пышет роскошью, каждое блюдо презентуется с максимальной помпезностью, а тщательно отобранные гости наперебой обсуждают редчайшие ингредиенты, собранные со всего мира, чтобы наполнить их желудки. Идиллия продолжается до тех пор, пока не становится ясно, что с острова никто не уплывёт, и шеф-повар на самом деле замыслил нечто безумное.
Рэйф Файнс в фильме «Меню»
В «Треугольнике печали» пассажиры страдали, теряя своё достоинство из-за шторма, бушующего на пути круизного лайнера. В «Меню» пространство сузилось до зала ресторана, а место шторма занял инфернальный Рэйф Файнс. Оба фильма обращаются к теме классового неравенства, и в обеих историях сценаристы с радостью издеваются над героями, выставляя их на посмешище и наказывая за грехи. Но между двумя картинами есть существенная разница — «Меню» благодаря своей камерности и отсутствию претензии на глубину преуспевает в раскрытии идеи гораздо лучше, чем «Треугольник», претендующий на глобальное осмысление проблем человечества и не предлагающий никакого выхода из ситуации.
Несмотря на довольно затянутое начало, режиссёр Марк Майлод чётко выстраивает систему координат, в которой происходит действие, не отклоняясь от выбранного курса и следуя к намеченному катарсису. Пока злобный, но исполненный достоинства шеф кормит посетителей своими уникальными блюдами, перед нами разворачивается панорама образов — ресторанный критик, не лезущий в карман за словом, группа нечистых на руку предпринимателей, кинозвезда и девушка, желающая с ним расстаться, и прочие персонажи, по-разному реагирующие на события.
Джон Легуизамо в фильме «Меню»
Группа преуспевающих людей, разбрасывающихся деньгами, сталкивается с обслуживающим их персоналом, превращающим даже самые обычные блюда в произведения искусства. В этом абсолютно будничном (хотя и более роскошном, чем мы привыкли) сеттинге кроется интрига и одновременно своеобразная ирония, заключающаяся в том, что зрителю сложно воспринимать команду поваров и официантов как злодеев. Безумные выходки шефа автоматически списываются на его эгоцентричность и ревностное отношение к любимому делу — даже тогда, когда посреди ресторана проливается кровь. Хотя именно в его преувеличенной вежливости к собравшимся вокруг потребителям и кроется ключ к пониманию истории.
Хотя «Меню» к своему финалу набирает обороты и радует громким заключительным аккордом, картине сильно не хватило проработки персонажей, чьи характеры обозначены очень поверхностно. Если не считать героев Николаса Холта и Ани Тейлор-Джой, можно сказать, что остальные действующие лица являются безликой массой, которая то и дело провоцирует Рэйфа Файнса в очередной раз показать актёрский класс. Вполне вероятно, что это было сделано сознательно, но очевидным минусом такого решения является то, что оно добавляет фильму искусственности, слегка размывая его посыл.
Аня Тейлор-Джой в фильме «Меню»
Однако в остальном история получилась крепкой и насыщенной, что позволяет с лёгкостью закрыть глаза на мелкие недостатки. Для Марка Майлода, до этого снимавшего только комедии и сериалы, «Меню» однозначно является большим шагом в карьере. А для зрителей — возможностью посмотреть умное кино.