«Моя собака Идиот»: Французская трагикомедия про writer’s block и песиков

Специально для DEL’ARTE Magazine Иван Афанасьев написал рецензию на фильм “Моя собака Идиот” Ивана Атталя. По его мнению, фильм умудряется красиво рассказать о писательском блоке и при этом не скатиться в слащавость.

Уже немолодой писатель Анри страдает от затяжного духовного кризиса. Типичный “гений одного романа” (о самой книжке нам так ничего и не скажут), он прозябает на задворках карьеры. Редактор ждет новый труд творца, но куда там. Неверная жена пилит ежедневно и ест горстями антидепрессанты (ее играет жена режиссера Шарлотта Генсбур). Повзрослевшие дети выбиваются из рук и ведут себя, как хамы из дешевой рюмочной. Имеющиеся деньги, как и сроки аренды шикарного дома, подходят к концу. А писательский потенциал разменивается на походы в магазин за прокладками и пивом. Кажется, хуже (или даже лучше) просто не придумаешь, и Анри того и гляди совсем падет духом и наконец, как нормальный человек, устроится на человеческую работу и перестанет ходить по дому, с видом, будто он Пьеро на героине. Но однажды в доме появляется очень наглая псина, которая получает кличку Идиот и меняет жизнь его обитателей.

Есть такой прекрасный жанр, сформировавшийся в отдельную категорию именно в XXI веке, с усилением декоммуникации между людьми: “экзистенциальная комедия”. Типичнейший пример, хоть и не из кино — схожий по интонации мультипликационный сериал “Конь БоДжек”: вроде не самый плохой человек (окей, лошадь) ходит и вечно нудит о том, как у него раньше все было хорошо и каким он был актером, и этим страшно всех бесит, хотя и чисто по-человечески мы его прекрасно понимаем (но все равно смеемся). Всем хочется тепла, ласки и “Оскар” на полке (ну или “Пулитцера” на крайний случай). Вот главный герой фильма Ивана Атталя, которого он сам же и играет с глубокой печалью в глазах – та самая ломовая лошадь, которая вдруг захотела переобуться из золотых подков в домашние тапочки. Попав в классическую ловушку быта (любимая жена, милые спиногрызы и успешный мужчина в центре), Анри оказывается зажат между необходимостью соответствовать образу самца-фуражира и сохранять писательскую имманентность. Знакомое каждому творческому человеку чувство.

Короче говоря, такой классический персонаж книг Чарльза Буковски, который к ночи будет упомянут: самый знаменитый пьяница Америки обожал книги Джона Фанте, по одной из которых и снят фильм “Моя собака Идиот”. Явно не без автобиографических мотивов, роман, вышедший уже после смерти писателя, написан фирменным, слегка грубоватым, полным иронии и сарказма почерком. Называть “Моя собака Идиот” комедией в корне неправильно (но понятно со стороны прокатчиков): смешные моменты присутствуют, но гораздо больше экзистенциальной тоски и самокопания. Так что это скорее трагикомедия, тем более что чистого хэппи-энда в любом случае ждать не стоит. Атталь сталкивает своего героя с ворохом актуальных проблем, под которые подверстан оригинальный текст: один сын курит марихуану, второй заделался в эко-активисты, дочь встречается с ветераном из Сирии… И, как ни странно, при всей клишированности сюжета фильм не скатывается в морализаторщину и банальности: его герой довольно жалок, хотя нам и ясна его печаль, ведь его родственники тоже испытывают проблемы с эмпатией.

Большое достоинство фильма — конечно, заглавная псина по кличке Идиот. Атталю удалось удачно попасть в образ: огромный мастиф, понятное дело, не просто собака  — это, простите за пошлость, символ. Всего и сразу: писательского бесплодия, мужской несостоятельности, внутренней инфантильности и, конечно же, лени, которая жрет Анри, как кашалот. Особенность поведения пса — постоянное желание, простите, совокупляться с ногами мужчин — порождает ряд смешных ситуаций. Но и эту деталь можно рассматривать, как противопоставление главному герою: даже пес умеет добиться своего, если его спустить с поводка! Так что можно вслед за “Пылающим” с его исчезающим котом и “Жизнью Пи” с его полуреальным тигром в лодке задать вопрос: а был ли пес? В принципе, не важно, ведь он нужен был лишь для того, чтобы один неудачник наконец взял себя в руки. Каждому из нас порой нужен такой друг — и необязательно при этом он должен капать слюной вам на диван. В конце концов, по заветам Триера, в каждом из нас скрывается свой внутренний Идиот.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты