В сети появился новый проект режиссёра фильмов «Прочь» и «Мы» — хоррор о нападении пришельцев. Как и в случае с предыдущими своими картинами, Джордан Пил рассказывает загадочную и оригинальную историю с сильным социальным подтекстом. Но в этот раз, как считает кинокритик Григорий Долич, ему впервые удалось соблюсти идеальное равновесие между развлекательной составляющей и смысловым наполнением.
Владелец ранчо по кличке О Джей теряет отца в странном происшествии — тот попадает под «дождь» из металлических предметов. Так О Джею и его сестре Эм достаётся в наследство участок с домом и конюшней, а также семейный бизнес — дрессировка лошадей, которых используют для съёмок в кино. Спустя полгода после случившегося брат с сестрой с трудом сводят концы с концами, пытаясь справиться с обрушившейся на них ответственностью. Вскоре им приходится вновь столкнуться с феноменом, погубившим их отца, — и разгадать его тайну.
Кеке Палмер и Дэниэл Калуя в фильме «Нет»
На первый взгляд кажется, что в «Нет» Джордан Пил ушёл от темы эксплуатации, которой были посвящены его первые фильмы. «Прочь» напрямую поднимал вопрос закоренелого расизма Америки и притеснения чернокожих, «Мы» раскрывал социальное расслоение, позволяющее богатым отбирать всё у бедных. В случае же с «Нет» перед нами предстаёт классический сюжет об НЛО в хоррор-ключе, с героями, живущими где-то в глубинке и вынужденными спасать свой маленький мир и самих себя. Это похоже на оммаж «Знакам» М. Найта Шьямалана, где была рассказана такая же камерная история о героях Мэла Гибсона и Хоакина Феникса, столкнувшихся со вторжением инопланетян на своей ферме. Однако при ближайшем рассмотрении становится очевидно, что Пил остался верен себе, — просто в этот раз его высказывание на тему эксплуатации получилось более остроумным и объёмным.
Неслучайно фильм начинается со сцены из прошлого, не имеющей никакого отношения к НЛО, — нам показывают, как дрессированный шимпанзе, снимающийся на телевидении, внезапно сходит с ума и убивает семерых человек. Мальчик, чудом выживший в той бойне, вырастает и превращает этот эпизод своей жизни в кровавый аттракцион для зарабатывания денег. Главные герои выращивают лошадей для индустрии развлечений. Металлический предмет, от которого умирает их отец, — это упавшая с неба монета. И, наконец, реакция всех персонажей на появление НЛО вписывается в ту же схему — они решают, что зловещие события на ранчо станут сенсацией и обогатят их.
Брэндон Переа в фильме «Нет»
Джордан Пил вновь раскрывает свой талант сценариста, рассказывая весьма оригинальную историю, цепляющую своими персонажами и представляющую собой пёстрый жанровый микс. Здесь есть и детектив, и фантастика, и хоррор, и комедийные элементы, но главным жанром, ставящим точку в сюжете, является вестерн. С самого начала удивляет подход режиссёра к своим героям, ведь он уделяет внимание всем кроме главного — О Джея. О Джей постоянно ходит с одинаково угрюмым выражением лица и просто принимает решения, двигающие повествование вперёд. Возникает подозрение, что это плохо прописанный персонаж, но чем больше фильм становится похож на вестерн, тем очевиднее, что О Джей — это карикатура на типичного ковбоя. Суровый, хлебнувший жизни парень, который сталкивается с угрозой, должен во что бы то ни стало выйти из схватки победителем — и это всё, что нам нужно о нём знать. Разве что вместо банды головорезов ему придётся сразиться с пришельцами.
Заслуга Пила как режиссёра в том, что он построил «Нет» на идее, которая при озвучивании кажется детской выдумкой, но это не помешало ему превратить её в драматическое кино, местами пугающее и кое-где дающее пищу для размышлений. Картина производит впечатление приключенческой фантастики, и потому многие, вероятно, скажут, что она не претендует на ту многозначность и глубину, которой могли похвастаться «Прочь» и «Мы». Но в длинной череде фантастических фильмов об НЛО «Нет» однозначно займёт место одного из самых нетривиальных сюжетов на тему вторжения инопланетян. Что даёт нам очередной повод продолжать следить за творчеством Джордана Пила.