Нордическое очарование «Фильмов с севера»: специальная программа TIFF на «Зеркале»

Сегодня, 29 июня, на кинофестивале «Зеркало» представят новую короткометражную программу «Фильмы с севера». Шесть лент были подобраны организаторами Международного кинофестиваля в Тромсё (TIFF) так, чтобы зрители вспомнили главные козыри скандинавского кино — специфический юмор, умение держать в напряжении, завораживающие нордические пейзажи, холодная отстраненность, граничащая с шокирующей искренностью, и характерная северная медитативность. DEL’ARTE Magazine делает короткий обзор на программу, премьерный показ которой состоится сегодня на странице кинотеатре TVZAVR.

Международный кинофестиваль в Тромсё в этом году прошел в 30-й раз и оказался во всеобщем тренде, выбрав лучшим фильмом «Паразиты» Пон Джун Хо. Норвежцам повезло — фестиваль состоялся еще до всей этой истории с карантином. А вот кинособытию под названием «Зеркало» им. Андрея Тарковского, традиционно собирающему одну из лучших фестивальных программ в России, пришлось подстраиваться под новую реальность. Решение уйти в онлайн, конечно, лишило «Зеркало» доли фирменного очарования, ведь особое настроение ему придавало место проведения — Ивановская область. Зато в этом году для того, чтобы познакомиться с программой фестиваля, не нужно никуда ехать и отстаивать очередь в кассы. Что лишний раз доказывает, что во всем можно найти свои плюсы. Но о главных премьерах фестиваля на следующий день по его окончании — 1 июля — в DEL’ARTE Magazine расскажет Иван Афанасьев. Сейчас же речь пойдет только об отдельной премьерной программе короткометражного кино «Фильмы с севера», подобранной организаторами фестиваля в Тромсё.

У фестивалей короткометражного кино всегда есть как и ярые поклонники, так и надменные критики. Одни говорят, что короткий метр — это несерьезно, другие отмечают, что краткость это сестра таланта. Но никто не может отрицать, что короткометражки — это возможность для смелых экспериментов. Авторы ставят перед собой амбициозные задачи «задеть» зрителей максимально лаконичным и острым высказыванием. Здесь нет времени на погружение в тему, режиссер сразу должен «поймать» зрителя: тут не до долгих разговоров. Для этой коммуникации нужно использовать как можно больше эффектных приемов, поэтому не удивляйтесь, если фильм за 20 минут может выбить у вас опору или даже шокировать. В короткометражках можно если не все, то многое — соединять разные техники, стили, формы; браться за сложные философские темы или просто «веселиться»; делать акцент на тексте или полностью уходить в визуальный контекст. Главное — сделать свое высказывание цельным и лаконичным, запомниться, повлиять.

В программе «Фильмы с севера» экспериментов с формой немного, акцент сделан на содержательной составляющей работ. И зрителям нужно приготовиться к тому, что разговор будет серьезный. Подборка фильмов отвечает актуальной повестке — поиск истинных жизненных ценностей, таких как любовь, семья, принципы, возможность творить.

Первая короткометражка «Происхождение человека» (Норвегия/Россия, 2019) — анимация от режиссера Петра Сапегина — остроумная фантазия о человеческой душе и «прошлой» жизни. А что если наши души — это души инопланетян, вынужденные переселиться в человеческие тела, так как их планету захватили жуткие монстры, питающиеся мусором? Единственное, что передалось от инопланетян людям, это желание все время создавать коробки (так как их родная планета была квадратной) и поиск родственных душ, которые когда- то были нашими друзьями или любимыми.

«Происхождение человека»

Вторая короткометражка — «В ожидании смерти» (Швеция, 2019) — пример фирменного мрачного скандинавского юмора. С одной стороны, это грустная история про то, как сын прощается с умирающим отцом и узнает, что тот ему не родной, а с другой — забавный рассказа о мести. Все вместе это напоминание о любви к родителям.

«В ожидании смерти»

Третья короткометражка «Языки» (Норвегия, 2019) о насилии над человеком и природой, о том что это синонимично и требует расплаты. Действие фильма происходит на фоне снежных пейзажей с завораживающими съемками оленьего стада.

«Языки»

Четвертая короткометражка «Пролетарий» (Швеция, 2018) еще одно напоминание о черном скандинавском юморе и о нежном отношении северян к мрачным темам, но главная линия здесь, конечно, посвящена любви, возвышающей человека надо всем, но требующей постоянных жертв.

«Пролетарий»

Пятая короткометражка «Ласточкин хвост» (Исландия, 2018) — трудный разговор о главном: о жизненных ценностях и о том, что бывает, когда мы их теряем, в итоге заменяя пустым стремлением к потребительству, и как находим себя в самых простых вещах.

«Ласточкин хвост»

Завершает программу документалка «Без названия» (Следы на асфальте, 2018) от Норвегии и Финляндии. В течение 20 минут вам будут рассказывать о загадочных следах жженых шин на дорогах в северной Норвегии под музыку Дмитрия Шостаковича и Сэмюэля Барбера. Максимально медитативное зрелище.

«Без названия»

Приобрести билеты на фестиваль «Зеркало» и посмотреть программу «Фильмы с севера» можно в онлайн кинотеатре TVZAVR.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал