Голубые глаза, волосы цвета пшеницы, синие джинсы клеш, белая футболка и плетёная корзинка в руках — такой Джейн Биркин запомнилась во всём мире. За плечами актрисы и певицы почти 100 кинокартин и более 10 музыкальных альбомов. Не так давно были опубликованы дневники Джейн в двух томах, а в этом году в прокат вышел документальный фильм «Джейн глазами Шарлотты», снятый её дочерью Шарлоттой Генсбур, о том, как и чем сегодня живёт когда-то самая скандальная персона Парижа. О том, что нужно знать о Джейн перед просмотром фильма и при прочтении дневников, рассказывает Рената Аднабаева.
«Джейн глазами Шарлотты» — режиссёрский дебют Шарлотты Генсбур, единственной дочери знаменитой пары Джейн Биркин и Сержа Генсбура. Премьера фильма состоялась в прошлом июле на Каннском кинофестивале, где картина получила всемирное признание. Фильм получился очень личным, даже интимным. Видеоряд знакомит с обыденной жизнью Джейн Биркин, её бытом; картинка сменяется разговорами дочери с мамой, а также прекрасными ландшафтами, которые их окружают.
Сегодня Джейн живёт со своим бульдогом в родительском доме в Бретани и готовится вот-вот стать бабушкой в шестой раз. Само местоположение съемки не раскрывается, потому что подразумевается, что фильм для «своих», наверняка тех, кто уже успел прочитать обе части дневников Джейн.
Дочь привозит маму поностальгировать в знаменитый дом Сержа на улице Вернёй, представляя проделанную работу по реставрации и восстановлению первозданного облика всех комнат. Когда-то именно здесь влюблённая парочка переживала свои самые яркие годы жизни, будучи на пике популярности. Скоро дом-музей Сержа Генсбура будет открыт с лёгкой руки Шарлотты.
Кадр из фильма «Джейн глазами Шарлотты»
В фильме довольно большое внимание уделено музыкальной карьере Джейн: засняты некоторые кусочки с концертов и репетиций.
Для более личного знакомства с Джейн следует познакомиться с небольшим саундтреком, который можно послушать после просмотра фильма или иногда отрываясь от чтения дневников и переключаясь на нежный голос Биркин и резвые мелодии Генсбура:
- Je t’aime… moi non plus — такая скандальная и самая раскрепощённая, если можно её так назвать, композиция. Именно её включали на всех интервью со знаменитой парочкой.
- Di doo dah — незамысловатый текст и мелодия, которая переносит куда-то на юг Франции.
- 69 année érotique — год, когда вышел совместный фильм Джейн и Сержа, во время съемок которого они влюбились.
- Jane B — при записи этой песни Генсбур восхищался высокими нотами, которые берёт Джейн, но ей самой свой голос совсем не нравился.
- Lex jeux interdits — сингл 2020 года из последнего альбома, с которым Биркин должна была приехать в рамках своего тура с концертом в Москву в феврале 2020 года. Конечно, приезд был отложен из-за пандемии.
Музыкой Джейн стала заниматься только после знакомства с Сержем. Когда она только-только переехала во Францию в качестве актрисы, для новоиспеченной парижанки город моды и любви готовил немало сложностей. Но несмотря на то, что Биркин учила французский, давался он ей нелегко. Она всегда готовила себя к тому, что роль может ей не достаться, именно потому, что местные всегда предпочтут англичанке с ломаным французским носительницу языка. Несмотря на языковой барьер, удивительно привлекательный акцент не оставлял равнодушными многих режиссеров, которые творили после эпохи «новой волны» во Франции. В стране продолжалось время становления независимого кино и новой музыки. И если работы Жана-Люка Годара и Алена Рене уже стали классикой, то кино Жака Дере, Мишеля Девиля, Ришара Бальдуччи, Пьера Грембла и многих других послужили еще одним глотком свежего французского воздуха.
Кадр из фильма «Джейн глазами Шарлотты»
Эти уже олдскульные фильмы с Джейн как будто бы специально созданы для погружения в эпоху свободного кино и наслаждения цветокоррекцией и плёнкой, на которую были сняты картины. Довольно наивные, но остроумные шутки, идеальные стрелки и ясные голубые глаза английской актрисы — приятные бонусы просмотра.
Небольшой список фильмов, в которых играет ещё «та самая Джейн», которая щеголяет в полупрозрачных платьях мини без подклада:
- «Фотоувеличение» (1966) – первый большой фильм Джейн ещё до начала её французской карьеры, после которого на неё не посыпались горы предложений. Но всё же именно с этой картины стоит начать знакомство с работами актрисы, неслучайно Джейн позднее довольно длительный период называли “Jane BLOW UP Birkin”, отсылая к оригинальному названию фильма.
- «Слоган» (1969) – во второй половине 1968 года, на съемочной площадке этого фильма начался роман Генсбура и Биркин. Серж уже был знаменитым композитором и только-только расстался с Брижит Бардо. Он не признавал Джейн и считал её выскочкой, которой во французском кино вовсе не место. Но вскоре после проведенного вместе времени они влюбились и стали появляться вместе на публике. С этого года на парочку свалилась лавина популярности, ведь их совместная композиция “Je t’aime… moi non plus” поднялась на лидирующие строки всех чартов с огромной скоростью. Сама Джейн пишет в своих дневниках, что не решалась показать всю песню целиком родителям, поэтому убавляла звук до начала вздохов. Но однажды Эндрю Биркин, старший брат Джейн, проиграл композицию до конца, однако мама семейства осталась при своём мнении и продолжила считать песню всё ещё «самой красивой в мире».
- «Он начинает сердиться» или «Горчица бьет в нос» (1974) – первый фильм Джейн с Пьером Ришаром. Во время съёмок Джейн стукнулась головой, из-за чего съёмки некоторое время не могли продолжаться, но гонорар актерам продолжали платить. За это позднее Пьер в шутку поблагодарил Джейн, ведь заработал он больше, чем ожидал.
- «Я тебя люблю, я тебя тоже нет» (1975) – режиссёр Серж, в главных ролях Джейн с Джо Даллессандро, в кадре можно увидеть и молодого Жерара Депардьё. В фильме Биркин в короткостриженном парике: Генсбур не разрешил отрезать ей волосы, потому что длинные пшеничные волосы были визитной карточкой актрисы.
- «Не упускай из виду» (1975) – дуэт Ришар-Биркин понравился публике, и через год вышел второй их совместный фильм.
- «Чудовище» (1977) – фильм, в котором Джейн не центральный персонаж, но это определённо достойная внимания картина, заводная и весёлая. Фанатам молодого Бельмондо понравится вдвойне.
- «Смерть на Ниле» (1978) – это, наверное, самый звёздный фильм Джейн. Здесь и Питер Устинов, пользующийся в то время невероятной популярностью, и Миа Фэрроу, и Бетт Дэвис, а также знаменитая Анджела Лэнсбери, известная как «Джессика Флетчер».
В своих дневниках Джейн рассказывает о съемках этих и многих других фильмов, постоянном круговороте звукозаписывающих- и киностудий и даже о том, как любовь к Сержу постепенно угасала: «насколько бы ни было сложно представить кофе без круассана, а Джейн и Сержа друг без друга».
Молодость Джейн проходит в эпоху популярности множества уникальных личностей: она была лично знакома с принцессой Дианой, Катрин Денёв, Брижит Бардо, Сарой Черчилль и жила некоторое время по соседству с Эдит Пиаф.
Кадр из фильма «Джейн глазами Шарлотты»
Структура дневников имеет некоторую особенность: записи прерываются и дополняются историями, которые вспомнились Джейн при редакции. Так иногда случается диалог двух Биркин — той, что переживала самые счастливые и горькие моменты жизни, и другой Джейн, которая смотрит на воспоминания теперь уже иначе и сама замечает новые детали. Её дневники абсолютно искренни и обнажают непростые отношения Биркин с родителями и переживания о болезни отца, раскрывают добрые воспоминания о русской семьей Сержа (все его родственники по линии отца родом из Феодосии). Прочитать дневники Джейн — словно посмотреть новый фильм с её участием, только на этот раз максимально личный.
«Джейн глазами Шарлотты» тоже стал “личным” фильмом, будто бы продолжением дневников: Биркин предстаёт уязвимой, настоящей и простой женщиной с растрёпанными, уже не такими длинными волосами, в голубых джинсах правильной длины и в белой рубашке оверсайз. Неприбранный дом, совместная готовка на кухне с внучкой Джо — младшей дочерью Шарлотты, неидеально ровно выстроенные кадры, непринуждённые диалоги о жизни, придумывание имени для новой собаки — доступное зрителям наблюдение за обыденной жизнью когда-то небывалой скандалистки, а сегодня тихой очаровательной дамы.