«Иногда плохой сценарий — залог хорошего кино»: интервью с Сергеем Пускепалисом

Сейчас в Ярославле идут съёмки нового российского сериала «Напарники», полицейской драмы с элементами комедии. Главную роль в фильме исполняет худрук Ярославского театра драмы им. Фёдора Волкова, Заслуженный артист РФ, лауреат «Ники» и «Золотого орла» Сергей Пускепалис. Специально для DEL’ARTE Magazine Иван Афанасьев, побывавший на съёмочной площадке сериала, взял интервью у артиста и поговорил с ним о молодых актёрах, соцсети TikTok и специфике театральной публики в регионах России.

Сергей Пускепалис на съёмках сериала «Напарники». Фото из архива киностудии КИТ

В «Напарниках» ваш герой, опытный полицейский, берёт под начало двух салаг. Есть что-то особенно важное в этой роли, что вы хотели воплотить на экране?

Даже не знаю. Просто хотелось, чтобы этот персонаж, несмотря на суровость своей работы, становился более человечным и потихонечку, благодаря этим неопытным ребятам, мягчал, что ли. Чтобы он из такой «машины правосудия» превращался в человека, который принимает чужие ошибки.

Вы часто играете полицейских. Что вас привлекает в этом амплуа? Кто есть полицейский в вашем представлении?

С детства моё любимое стихотворение — про дядю Стёпу. Все мои друзья, работающие в органах, — удивительно прекрасные люди. Бывают, конечно, какие-то персонажи, которые дискредитируют эту профессию, в семье не без урода. Как и везде. Но в массе своей их работа, слава богу, действительно незаметна, но необходима. Многие из них, не покладая рук, ног и своей личной жизни, вечно находятся в режиме какого-то самопожертвования, как некого образа жизни. У меня даже слово «полиция» язык не поворачивается произносить — по сей день зову их «милицейскими», и они удивительно хорошие, цельные люди.

Есть ли у вас любимые роли?

Думаю, что нет. Если выделять какую-то одну, другие «обесценятся». Они все для меня дороги, с каждой из них связана определённая часть моей жизни.

Вы возглавили Волковский театр в Ярославле в августе 2019 года. Есть разница между московскими актёрами и местными?

Существенной разницы не нахожу. Они такие же актёры, столь же насмотренные, прекрасно ориентирующиеся в контексте, в театральной жизни. Также все мои ребята очень часто снимаются благодаря тому, что здесь серьёзно работает «ЯрСинема» — студия Юрия Михайловича Ваксмана. В Ярославле снимается очень много проектов, так что опыта у них предостаточно. Недавно у нас был показ самостоятельных работ, где я просто поразился умению настолько живо, точно, полно и талантливо, а главное, самостоятельно действовать без надсмотра со стороны режиссёра.

Кадр из фильма «Ледокол»

Можно тогда сказать, что на профессионализм актёра не влияет где играть? Что влияет только его личный талант?

Нет, влияет, конечно. Атмосфера, которая существует в театре, задачи, которые ставит руководство, афиша, вообще личные жизненные сверхзадачи — от этого зависит всё. Конечно, сказывается отсутствие каких-то внутренних критериев, стыда за плохо сыгранные роли, фальшь и халтуру. При наплевательском отношении всё идёт по инерции. У нас, например, театр находится под постоянным пристальным вниманием публики и критики — мы не имеем права лажать.

Можно ли сказать, что публика везде одинаковая? Или она может отличаться предпочтениями, насмотренностью, реакциями?

Безусловно. В Ярославле, например, публика более традиционная. Грубо говоря, эксперименты с нецензурной лексикой, попытками обнажить человеческое тело непонятно для чего, вызывающие предполагаемые реакции у публики, не пройдут. Здесь с этим сложнее. У публики московской существует эдакий «гостевой» момент — посмотрели, ушли и больше никогда не встретились. А здесь публика следит, любит актёров. Очень переживает, если они окажутся в каком-то неприглядном свете. Не в смысле какой-то творческой необходимости, а, скорее, просто художественной безалаберности. Так что в этом смысле счёт побольше.

Существует такое понятие «актёрского стыда», когда актёр сыграл неудачно и из-за этого случается какой-то профессиональный кризис?

Про кризис не уверен, но считаю, что такой внутренний ценз всегда должен существовать и постоянно подстёгивать творческие амбиции. А как же без этого? Это основной координатор профессионального уровня. У всех моих ребят, например, он работает на достаточно серьёзном уровне.

С вами в паре играют двое молодых актёров, Андрей Багиров и Маруся Климова. Как вы смотрите на новое актёрское поколение? Можете ли кого-то отметить отдельно?

Не стану отмечать, иначе, опять-таки, кого-то обижу. Мне очень радостно, что со временем я превратился для своих ребят в наставника. Впрочем, с момента, как оказался в кино, я чувствую себя человеком, ведущим за собой людей, у меня другой практики и не было в жизни. И все мои молодые коллеги, с которыми жизнь сталкивает, заслуживают исключительно лестных слов. Это ребята пытающиеся, старательные. Причём сейчас они такие насмотренные, знают хорошее зарубежное кино, и наше тоже. Они более свободные, дерзкие внутри себя в хорошем смысле этого слова. Я со всеми в прекрасных отношениях, и все мне очень нравятся.

Кадр из фильма «Как я провёл этим летом»

Сейчас многие молодые актёры заводят аккаунты в TikTok и снимают для него короткие видео. Как вы считаете, такой микроформат может быть интересным?

Если все эти модные форматы смотрят какие-нибудь режиссёры, продюсеры и вообще люди, которым нужны актёры, то почему бы и нет, если работает. Но я в этом слабо разбираюсь просто потому, что не вижу для себя особого смысла в соцсетях. Зачем мне делиться личной информацией с незнакомыми людьми? Вот вижу я перед собой Ивана с умными глазами и бородой, я точно знаю, с кем говорю. И понимаю, что эта информация пройдёт через Ивана. А как будут эту информацию транслировать незнакомые мне люди? С одной стороны — невероятные возможности, а с другой, для кого-то — могильный камень.

Есть мнение, что метод Станиславского слегка устарел, поэтому трансформируется в новые актёрские техники. Как вы считаете, такие вещи вообще могут устаревать?

Человек пока не поменялся по природе своей, поэтому и техника эта устареть не может по определению. Михаил Чехов вообще основатель Голливуда, раз уж на то пошло. Опять же, у каждого актёра школа своя, но есть база, от которой можно оттолкнуться для создания собственного метода. И пока никто лучше не придумал, чем Константин Сергеевич, как преодолевать через технику, тренинги, через, как я это называю, человеческую наглость.

Может ли вообще актёр сыграть хорошо в кино при очевидно плохом сценарии?

Знаете, парадоксально, но иногда плохой сценарий — это залог хорошего кино. Потому что у актёра, чтобы сыграть в подобном случае хоть как-то, вдруг включаются такие невероятные ресурсы. Возникают неожиданные силы для импровизации, живости, даже выживания. Мобилизуются совсем другие силы. Бывает, ты приходишь на площадку и думаешь, что, да, вот это — верняк, можно сыграть отлично, а в итоге оказывается, что не роль, а какая-то схоластика. И наоборот, иногда вдруг такой драйв возникает, что спасайся, кто может. Тогда возникают неожиданные ситуации и качества.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты