Жанр романтической комедии лучше всех получается у французских кинематографистов. В случае с новой картиной любовника-всея-Франции Луи Гарреля традиции жанра переплелись с его синефильской любовью к французским криминальным фильмам, итальянским комедиям 1970-х, Франсуа Трюффо, Альфреду Хичкоку, русской культуре, а также с интересом к экзистенциальным детективам Танги Вьеля. Всё это в совокупности с яркими красками, брызгами шампанского, разлетающейся во все стороны чёрной икрой и магнетической химией главных героев создаёт на экране, пожалуй, лучший фильм Гарреля. Кинокритик Юлия Шампорова рассказывает, за что «По правилам и без» можно полюбить с первых кадров.
Обладатель смоляных кудрей и римского профиля Луи Гаррель – не только один из самых популярных французских актеров, снимавшихся у Бертолуччи и Полански, он ещё и режиссёр, который выпускает в мировой прокат свой четвёртый полный метр. Причём все четыре фильма режиссёра можно резюмировать фразой «приключения Абеля»: в каждой своей истории Гаррель играет героя по имени Абель. Он как будто придумывает разные жизни для одного и того же персонажа, что немного похоже на концепцию голливудского фестивального триумфатора этого сезона, фильма «Всё везде и сразу». Только у Гарреля один фильм – это одна независимая история для Абеля.
Кадр из фильма «По правилам и без»
В своем четвёртом и, пожалуй, лучшем фильме Гаррель рассказывает историю взрослого сына и его матери, которая, преподавая актерское мастерство заключённым тюрем, решает выйти замуж за одного из них. Абель очень обеспокоен ситуацией, небезосновательно подозревая, что избранник матери, выйдя из тюрьмы, возьмётся за старое. И правда, сначала всё благополучно: молодожёны открывают цветочный магазин под названием «Дикие цветы» («Les Fleurs Sauvages») с розовыми стенами и неоновыми вывесками: этакий китчевый рай для влюблённых. Однако цветочно-розовой идиллии приходит конец, когда отчим Абеля тайно возвращается к своим преступным приятелям — вместе они планируют ограбление грузовика с чёрной белужьей икрой, за которую во Франции люди готовы выкладывать огромные деньги. Абель вместе со своей подругой следит за подозрительным типом, но их быстро раскрывают и втягивают в преступную схему. Однако не всё так однозначно, ведь только встав на эту скользкую дорожку, герой позволяет себе услышать и выразить свои истинные чувства.
Удивительно, но эта история автобиографична и основана на жизни представителя артистической династии Луи Гарреля. Его мать, актриса Брижит Си 20 лет проработала в тюрьмах, преподавая заключённым актёрское мастерство. С 11 лет юный Гаррель общался с людьми, которые выходили из тюрьмы, а потом некоторые из них в эту тюрьму возвращались. Когда Луи было 18 лет, его мать вышла замуж за заключённого, — именно эта история и лежит в основе сценария фильма «По правилам и без».
Кадр из фильма «По правилам и без»
Интересно, что сама Брижит Си первой сняла автобиографический фильм на эту тему, в 2010 году вышла её картина «Свободные руки». Это история о режиссёре Барбаре, которая готовит свой новый фильм о жизни заключённых, в тюрьме она проводит с ними интервью для подготовки сценария картины и влюбляется в одного из них. Поскольку Гаррель в это время был слишком юн и не мог наблюдать развития событий, для него новый фильм стал возможностью взглянуть на ситуацию со стороны взрослого сына героини. Фильмы матери и сына становятся своеобразным планом и контрпланом на одно и то же событие. Фильм Гарреля в этом году уже получил рекордные 11 номинаций «Сезар», выиграв две из них, в том числе за лучший сценарий.
Параллельно с романом матери в картине развивается и романтическая линия самого героя. Его предысторию мы узнаём максимально кратко, ему 32 года, он потерял жену в автокатастрофе, при этом сам он был за рулем, и до сих пор винит себя в её смерти. Абель работает в лионском океанариуме, проводит экскурсии для детей и взрослых. «Ты живёшь среди рыб, а я хочу жить среди цветов», — как бы в укор говорит герою его мать.
Кадр из фильма «По правилам и без»
Абель дружит с Клеманс, лучшей подругой своей жены, между ними явно есть химия, но ни тот, ни другая не дают себе поддаться чувствам в память об умершей. Ноэми встречается со случайными парнями из Tinder, Абель закрыт и предпочитает быть один. Только в сцене ограбления, где им нужно отвлечь водителя грузовика в придорожном кафе и изобразить ссорящуюся пару, герои позволяют себе сказать друг другу то, что давно чувствовали. Ноэми Мерлан, исполнившая роль Клеманс, в этом фильме блестяще сыграла несвойственную для себя комедийную роль, получив заслуженную статуэтку «Сезар» как лучшая актриса второго плана.
Вообще, мотив актёрской игры, рождение сильных эмоций непосредственно в момент действия — это важная часть фильма. Режиссёр постоянно пытается запутать зрителя, обмануть, создавая сцены, где актёрская игра выдается за правду и наоборот. Именно с такой сцены-обманки начинается картина, на этом же приёме построена и кульминация фильма, где герои признаются друг другу в своих чувствах. Они делают это в соответствии с отведённой им ролью, играют, но правда всё равно прорывается наружу, произнесение слов обнажает истинное чувство. Сам Гаррель признаётся, что впервые узнал об этом принципе (выражение чувства рождает само чувство), когда играл в пьесах Мариво.
Кадр из фильма «По правилам и без»
Немаловажную роль в картине играет музыка. В противовес засилью английской музыки в французском кино, Гаррель старается подбирать французские популярные композиции, которые отражали бы музыкальные пристрастия мамы героя. Гаррель не стыдится использовать мейнстримный поп, поскольку видит своей задачей сделать по-настоящему популярное кино, близкое и понятное для каждого. Здесь можно услышать и Pour le Plaisir Херберта Леонарда, и Nuit magique Катрин Лара, и Une autre histoire Жерара Бланка, I Maschi Джанны Наннини. Однако в одной из финальных композиций фильма звучит знакомая российскому зрителю композиция «Осень» Андрея Петрова из кинофильма «Осенний марафон», которая по своей стилистике очень подходит французской романтической комедии. Со стороны Гарреля это, конечно, реверанс в сторону российского кино и культуры, которые он, по собственному признанию, очень любит. Возможно, не случайно в картине возникает и белужья икра (гастрономический символ России), вокруг которой разворачивается так много страстей.
Путь героя в фильме — это путь внутреннего освобождения, которое контрастирует с внешними событиями. В финале фильма Абель явно не там, где хотел бы быть, но он внутренне свободен, он нашёл смысл жизни и новую любовь, а это ли не самое главное?