«Путешественница во времени»: философская драма о том, что любой вариант вашей жизни будет непрост

Каждый человек хоть раз в жизни хотел бы вернуться в прошлое и изменить события, которые вызывают горечь и сожаление. Кажется, что, исправив ошибку, мы сможем совершенно по-другому выстроить свою жизнь и стать счастливее. Режиссёр французской романтической драмы «Путешественница во времени» Оливье Тренэр уверен: даже если ошибку можно было исправить, жизнь принесёт новые проблемы и сложности. Кинокритик Юлия Шампорова погружается в философский разговор о жизни вместе с французскими кинематографистами.

В недалёком будущем пианистка из Парижа Джулия путешествует в прошлое к различным ситуациям в своей жизни, меняя судьбу и выбирая альтернативные, порой противоположные сценарии поступков. Кажется, что есть ключ к тому, как сделать жизнь лучше: просто изменить «ошибку» прошлого, после чего всё должно пойти по-другому. Но самые «идеальные» сценарии Джулии оборачиваются большими разочарованиями и трагедиями, заставляя зрителя думать о том, что нужно поменьше размышлять о том, «что было бы, если бы…».

Вместе с героиней мы оказываемся на перекрёстках её судьбы, точках отсчёта, которые раздваивают жизненный сценарий юной пианистки. Забытый паспорт — это невозможность завести роман с понравившимся молодым человеком, увидеть падение Берлинской стены и в перспективе эмигрировать в Германию. А что если вернуться в прошлое и вспомнить о паспорте? Знакомство в книжном магазине с будущим мужем и начало «по-французски» романтичной любовной истории, кажущейся идеальной, — это отказ от карьеры пианистки и горькие разочарования впереди. А что если она не уронит понравившуюся книгу и никогда не познакомится с ним? Тогда впереди состоявшаяся мировая карьера пианистки, отказ от детей, гламурная, но несколько одинокая жизнь. После каждой поворотной точки альтернативные варианты жизни Джулии множатся и множатся. Порой зритель на время забывает о них, увлекаясь основной линией. Иногда разные варианты Джулии живут буквально «по соседству» друг с другом, пересекают одни и те же улицы, заходят в одни и те же кафе и книжные лавки.

Искусство существует для того, чтобы человек мог приобрести опыт, который никогда не сможет получить в жизни, помечтать о том, чего не существует, и, самое главное, найти утешение. Все эти задачи картина «Путешественница во времени» выполняет, проводя зрителя от неосуществимой мечты об идеальной жизни в случае, если всё делать правильно, до понимания того, что, как бы ни развивались события, самое главное — смело смотреть реальности в глаза и уметь подниматься после самых горьких разочарований и падений, которых никак не избежать.

Для сценариста и режиссёра Оливье Тренэра «Путешественница во времени» стала первой полнометражной лентой, с которой он блестяще справился. В фильме прежде всего привлекает мудрая, интересно выстроенная сценарная линия с оригинальной отправной точкой и неожиданными поворотами. Шарм французской жизни с переездами героини в Берлин и Амстердам в срезе от 1980-х до 2030-х тоже не оставит равнодушным российского зрителя, для которого погулять по улице Риволи сегодня стало значительно сложнее. Ну а обаяние исполнительницы главной роли Лу де Лааж, которая в прошлом году стала обладательницей международной премии «Эмми» за роль в фильме «Бал безумных женщин», снятой Мелани Лоран о неврологической клинике профессора Шарко в парижской больнице Сальпетриер, прилагается по умолчанию. Да и от её партнера, французского актера Рафаэля Персонаса, сложно оторвать взгляд: такой магнетизм он излучает.

Правда, к гримёрам картины есть вопросы: актриса Лу де Лааж играет женщин разных лет, живущих в разных странах, однако при этом меняются лишь причёска (и то не всегда) и стиль героини, но не её возраст. В начале картины 32-летняя актриса, играющая практически подростка, выглядит слишком взросло. По мере развития действия «старения» героини не происходит: и в 40, и в 50 она выглядит всё так же, лишь преображаясь в седовласую пожилую женщину в финальной сцене. Такое невнимание к возрасту героини всё же влияет на реалистичность восприятия событий на экране и того периода в её жизни, о котором рассказывается в фильме.

Можно поискать несоответствия и в сценарии: каким бы путем ни шла Джулия, в определённый жизненный период её настигает серьёзная болезнь матери; но почему бы не предположить, что и у матери девушки могла быть разная жизнь, не всегда приводящая её к болезни, в зависимости от обстоятельств, условий, работы и так далее? Ведь вместе с разными сценариями Джулии меняется и жизнь окружающих её людей…

Фильм о пианистке, конечно же, не может не быть наполнен хорошей классической музыкой. Джулия то играет на фортепиано по пять часов в день в консерватории, то восстаёт против отца, который занимается изготовлением роялей, и бежит от карьеры, что не мешает ей потом пойти по его стопам. Тернистый путь Джулии, основанный на её любви к музыке, состоит из аварий, сложных беременностей, поиска вдохновения, которое приносит любовь, и в невозможности пережить разочарования, которые следует за ней. Это путь не только профессионала, но и женщины, которая вынуждена справляться с в удвоенным объёмом проблем и сложностей, двигаясь к профессиональной карьере. Слоганом фильма создатели выбрали фразу о том, что жизнь не перестанет  удивлять героиню, какой бы жизненный путь она ни выбрала, что, конечно же, правда. Но намного важнее здесь другое: это понимание человеком того, что не бывает идеальных жизненных сценариев, мы не можем строить свою судьбу без ошибок и сожалений, а самое главное качество, которое помогает, — это возможность восстанавливаться после трагических событий, не убегать в прошлое и строить свой мир лучшим из доступных образом — здесь и сейчас.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты