1 сентября начинает работу 78-ой Венецианский кинофестиваль. В его программу попали две российские картины — «Капитан Волконогов бежал» и «Мама, я дома». За всю историю главной итальянской кинонаграды наши фильмы становились лауреатами различных премий более 50 раз. В преддверии фестиваля кинообозреватель Григорий Долич вспоминает 7 самых громких отечественных премьер, обласканных в Венеции.
«Весна» (1947)
реж. Григорий Александров
Кадр из фильма «Весна»
— Международная премия за оригинальный сюжет и режиссуру + номинация на «Золотого льва»
«Красота — это страшная сила!». Даже люди, не смотревшие «Весну» (и не читавшие стихотворение Семёна Надсона «Дурнушка», написанное в XIX веке), знают эту цитату — настолько плотно она вошла в обиход благодаря фильму. Культовая картина Григория Александрова словно бы скроена по голливудскому сценарию — две девушки (обе в исполнении Любови Орловой) вынуждены поменяться жизнями и благодаря этому обретают счастье. Кстати, «Весна» стала первым фильмом, в котором была использована знаменитая заставка Мосфильма с рабочим и колхозницей. А в том же году в Венеции биографическая история о великом композиторе «Глинка» Льва Арнштама также была номинирована на «Золотого льва».
«Попрыгунья» (1955)
реж. Самсон Самсонов
Сергей Бондарчук и Людмила Целиковская в фильме «Попрыгунья»
— «Серебряный лев», Премия итальянских критиков + номинация на «Золотого льва»
Экранизация одноимённого рассказа Чехова, повествующего о девушке-вертихвостке, застрявшей в высшем обществе и не способной увидеть настоящего живого человека в своём безликом окружении позёров. Сюжет «Попрыгуньи» сильно напоминает знаменитый «Завтрак у Тиффани», написанный Труменом Капоте много лет спустя. Однако в отличие от лёгкой голливудской экранизации, советская картина Самсона Самсонова с Сергеем Бондарчуком в главной роли не оставляет места ни романтике, ни счастливой концовке.
«Иваново детство» (1962)
реж. Андрей Тарковский
Кадр из фильма «Иваново детство»
— «Золотой лев»
Суровая драма Андрея Тарковского, привлечённого к картине в момент, когда её уже собирались похоронить. Режиссёр объединил усилия с Кончаловским, в сжатые сроки переписал сценарий, нанял других актёров и снял своё кино с нуля, при этом не превысив изначального бюджета. Получился один из самых пронзительных фильмов о Второй мировой, завоевавший главную награду кинофестиваля в Венеции вместе с итальянской картиной «Семейная хроника», где герой Марчелло Мастроянни вспоминает жизнь своего погибшего молодым брата.
«Урга. Территория любви» (1991)
реж. Никита Михалков
Кадр из фильма «Урга. Территория любви»
— «Золотой лев», Премия международной католической организации в области кино (OCIC)
Голая монгольская степь против неумолимо надвигающейся цивилизации — простое, но полное духовности прошлое против фальшивой современности. Возможно, это далеко не лучший фильм Михалкова, но он совершенно заслуженно привлёк всеобщее внимание на фестивале, подняв тему, к которой редко обращаются в кино. В 2008 году режиссёр также получил две награды за свою картину «12» — достойную версию классических «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмета.
«Вор» (1997)
реж. Павел Чухрай
Кадр из фильма «Вор»
— Золотая медаль президента Сената, Приз Международного молодёжного жюри, Премия Детского фонда ООН (UNICEF) + номинация на «Золотого льва»
Печальная история о послевоенном времени, построенная на воспоминаниях простого мальчика, потерявшего отца и вынужденного провести жизнь в бесконечном страхе и поиске себя. Динамичное, сжатое повествование и яркие роли Валерия Машкова и прекрасной Екатерины Редниковой привлекли к фильму внимание не только в Европе, но также на «Оскаре» и «Золотом Глобусе».
«Возвращение» (2003)
реж. Андрей Звягинцев
Кадр из фильма «Возвращение»
— «Золотой лев», премия Луиджи Де Лаурентиса, Премия международной католической организации по коммуникациям (SIGNIS), Премия Серджио Трассати, Премия CinemAvvenire «Лучший дебютный фильм»
Ни один другой советский или российский фильм не завоёвывал столько наград в Венеции, как дебютная картина Андрея Звягинцева. После показа публика аплодировала «Возвращению» 15 минут. Полубиблейская драма о неожиданном возвращении отца двоих детей в семью содержит все фирменные приёмы режиссёра, которые впоследствии прочно утвердили его в роли одного из главных авторов современного российского кино. В том же году «Серебряного льва» получил российский короткометражный фильм «Нефть».
«Фауст» (2011)
реж. Александр Сокуров
Мефистофель в фильме «Фауст»
— «Золотой лев»
Действие этой экранизации Гёте в исполнении Александра Сокурова будто происходит между сном и реальностью, в пространстве, где кинематографические приёмы становятся магией фэнтезийного мира. А дьявол здесь — плешивый, нескладный и отталкивающий персонаж, далёкий от навязываемого поп-культурой образа привлекательного джентльмена, которому невозможно отказать. В 2011 году Даррен Аронофски был президентом жюри фестиваля и, объявляя победителем «Фауста», он описал его как картину, которая способна изменить человека навсегда. В 2015 году другой фильм Сокурова «Франкофония» о Лувре во времена фашизма также был отмечен наградами, в частности номинацией на «Золотого льва».