В российском прокате новый фильм Паоло Соррентино. Итальянский режиссёр не изменяет своим традициям и по-прежнему предпочитает поэтику содержанию. В очередной раз признаваясь в трепетной любви Неаполю, постановщик осознанно вторит самому себе. Является ли такая стабильность признаком стагнации или же показателем мастерства, а может, и тем и другим одновременно, специально для DEL’ARTE Magazine рассказывает кинокритик Никита Маргаев.
В 1950 году в водах Тирренского моря на свет появилась девочка, которую было решено назвать в честь мифической покровительницы Неаполя. Партенопа (Челесте Далла Порта) выросла неописуемой красавицей. Словно сирена из гомеровской «Одиссеи», она сводила с ума всех мужчин в округе. Даже самые решительные и властные ухажёры, оставшись наедине с девушкой, тотчас превращались в неуверенных в себе мальчишек. Но такое внимание со стороны противоположного пола несильно тяготило её. Партенопа умудрялась совмещать праздную жизнь, состоящую из пляжных посиделок и шумных вечеринок, с учёбой в университете. Однако трагическое событие заставляет её иначе посмотреть на свою жизнь.
Челесте Далла Порта в фильме «Партенопа» © Фото: IMDB
Как это обычно бывает у Соррентино, его новая работа сразу обо всём и ни о чём. Режиссёр вновь пишет портрет своей малой родины, старательно вырисовывая каждый элемент композиции, но, как всегда, забывая придать изображённому на холсте смысловой глубины. Персонажи без устали сыплют готовыми афоризмами, которые так и напрашиваются быть увековеченными в камне, но делают это так часто, что ценность последних попросту теряется. То, что Соррентино умеет виртуозно обращаться со словом, бесспорно. Он не упускает ни единой возможности лишний раз подчеркнуть своё мастерство. Одни назовут это графоманством, другие — те, что из числа поклонников режиссёра, — литературным талантом. Следовательно, и зрительская реакция на беспрестанный поток изящно сочинённых реплик разнится в зависимости от оценки художественной значимости подобного.
Челесте Далла Порта и Гари Олдман в фильме «Партенопа» © Фото: IMDB
Итальянского постановщика чаще всего упрекают в том, что он слишком растворяется в отдельных моментах, пренебрегая общим сюжетом. То бишь сама история в его фильмах поставлена на службу ярким мгновениям. Причём речь идёт не только об упомянутом краснобайстве, но и о западающих в память визуальных образах. Оно и неудивительно: Соррентино снимает кино, нацеленное на получение зрителем в первую очередь эстетического удовольствия от увиденного и услышанного. Критиковать «Партенопу» за то, что форма в ней верховенствует над содержанием, по меньшей мере бессмысленно, ибо эта претензия справедлива для всех работ режиссёра.
Вместе с тем можно заслуженно обвинить его новую картину во вторичности. Если в «Великой красоте» Паоло, используя приём интертекстуальности, обращался к творчеству Феллини, попутно осмысляя его наследие, то последняя лента автора — это уже откровенный парафраз самого себя. В вышедшей три года назад «Руке Бога» события также происходили в Неаполе, а главный герой сталкивался с гибелью близкого человека, что в корне меняло его отношение к жизни. Зачем был нужен этот сюжетно-тематический самоповтор, ответить трудно. Можно, конечно, предположить, что режиссёр намеренно делает похожими истории главных героев неапольской дилогии. Поскольку «Рука Бога» является автобиографическим произведением, а «Партенопа» — жизнеописанием города, единственно логичным выводом становится то, что Соррентино тем самым декларирует неотделимость себя от малой родины. Едва ли за подобным шагом скрывается банальное нежелание придумывать что-то новое.
Челесте Далла Порта и Стефания Сандрелли в фильме «Партенопа» © Фото: IMDB
Тем не менее «Партенопа» всё же отличается от всего того, что снимал итальянец до этого. Это первый фильм режиссёра, в центре сюжета которого девушка. Как правило, героями его историй являются мужчины преклонного возраста, в редких случаях — юноши. Учитывая склонность Соррентино к любованию обнажённым женским телом, он ступил на очень скользкую дорожку. В адрес постановщика после премьеры в Каннах тут же полетели обвинения в объективизации женщин и вследствие этого в сексизме. Однако эротизм в его картинах присутствовал всегда. Равно как и живописцы эпохи Возрождения, он воспевает в том числе и телесную красоту, обращаясь и к низменному, и к возвышенному. Однако никто пока что не додумался осудить Боттичелли или Тициана за подобное. Да и к тому же героине Далла Порты не чужды феминистские идеалы. Конечно, в Партенопе можно обнаружить определённые черты распространённого и часто критикуемого тропа born sexy yesterday. Она хоть и не от мира сего, но отнюдь не наивна и прекрасно осознаёт, что нужно от неё признающимся в вечной любви мужчинам. Они то и дело задаются вопросом, о чём та думает, так как не в силах усмотреть ничего, кроме внешности. Цитируя персонажа в исполнении Сильвио Орландо, «видеть — это очень трудно, ибо это последнее, чему мы в жизни учимся».
Но как бы хороша ни была дебютантка Челесте Далла Порта в роли Партенопы, у Соррентино самыми яркими всё ещё получаются второстепенные герои. Он позволяет им быть непомерно гротескными и оттого, как ни странно, более живыми. Их тут превеликое множество: строгий и в то же время добродушный профессор антропологии, смазливый пижон-мафиози, хамоватый священник, две некогда популярные актрисы, неготовые принять свою старость, и другие. Единственной залётной птицей, говорящей на английском, на сей раз стал Гари Олдман, примеривший на себя образ писателя Джона Чивера. Соответственно, появление всех этих эксцентричных персонажей, согласно старой доброй традиции, сопровождается фарсовыми ситуациями. В третьем акте фильма режиссёру однозначно удастся эпатировать зрителя абсурдными эпизодами, некоторые из которых будет не так уж просто выудить из памяти.
Сильвио Орландо в фильме «Партенопа» © Фото: «Кино-Театр.Ру»
Кто бы что ни говорил о Соррентино, но его имя уже давно стало синонимом современного итальянского кинематографа. У него есть свой узнаваемый режиссёрский почерк, который за последние лет десять не претерпел никаких существенных изменений. Паоло относится к той плеяде творцов, о которых можно сказать, что они из года в год снимают одно и то же, и это будет недалеко от истины. Вот и получается, что превзойти себя самого он уже не в состоянии, потому что не желает ничего менять в киноязыке и подходе к повествованию, однако ему всё ещё нет равных в том, в чём он хорош. Понятное дело, что «Партенопа» не встанет в один ряд с «Великой красотой» или сериалом «Молодой папа», но вместе с тем это стабильно качественный продукт с авторского конвейера. Мало кто может похвастаться таким постоянством, как Соррентино!