«Афера в Майами»: реальная история о кубинских шпионах

В прокат вышел новый фильм Оливье Ассайаса «Афера в Майами». Специально для DEL’ARTE Magazine Роман Черкасов рассказывает об этом не самом удачном фильме хорошего французского режиссера.

Гавана, 1990-й год. Однажды утром кубинский пилот Рене Гонсалес (Эдгар Рамирес) завтракает, целует жену (Пенелопа Крус) и дочку, выходит из дома, приезжает на работу, садится за штурвал самолета и улетает в США. Американским журналистам на пресс-конференции он объясняет, что побег планировал давно, семья была не в курсе, а покинуть Кубу его побудили товарный дефицит и перебои с электричеством. Довольно скоро на него выходят организации кубинских политэмигрантов, мечтающие о свержении режима Фиделя Кастро. Им как раз нужны отважные пилоты, чтобы разбрасывать с самолета над Кубой агитационные листовки, ну и делать еще кое-какие более серьезные вещи – например, доставлять на остров взрывчатку и оружие, помогать совершать теракты и перевозить наркотики.

1992-й год. Офицер кубинских ВВС Хуан Пабло Роке (Вагнер Моура) вплавь добирается до американской военно-морской базы в Гуантанамо и просит убежища. Америка встречает его радушно, и он тоже моментально попадает в теплые дружеские объятия антикастровских организаций с широким спектром деятельности – от гуманитарной до террористической.

Фильм поставлен по книге журналиста Фернандо Морайса «Последние солдаты холодной войны» о кубинской шпионской организации «Осиная сеть». Именно так и называется это кино (данное российскими прокатчиками название «Афера в Майами» игриво намекает, что зрителя ждет что-то авантюрно-приключенческое, но это неправда). В 90-е «Осиная сеть» действовала на территории США, её целью было внедрять агентов в обосновавшиеся в Майами организации кубинских политэмигрантов и предотвращать готовящиеся диверсии против Острова Свободы – такие, как стрельба в людных местах, взрывы в отелях и покушения на Фиделя.   

Во многих своих предыдущих работах режиссер-интеллектуал Оливье Ассайас занимался вкрадчивой деконструкцией кинематографических жанров, и поначалу может показаться, что в «Афере в Майами» он проделывает похожую операцию с жанром основанного на реальных событиях шпионского фильма. Однако это всё-таки не так: «Афера в Майами» вполне себе бесхитростное кино, которое является именно тем, чем кажется, – основанным на реальных событиях шпионским фильмом. Это большая, визуально красивая работа, холодновато-отстраненная, несмотря на яркое солнце побережья Флориды, и странно молчаливая, несмотря на обилие диалогов, – когда персонажи тут обмениваются репликами, гораздо важнее и интереснее смотреть на их лица, чем слушать, что они говорят. Однако ставя перед собой, прежде всего, задачу рассказать конкретную историю, Ассайас с треском ее проваливает.

Сперва повествование движется неспешно, обращаясь то к пилоту-беглецу Гонсалесу, который некрасиво бросил на Кубе жену с дочкой и теперь переживает, то к пилоту-беглецу Роке, который, напротив, нашел в Майами невесту (Ана де Армас – положительная сиделка из «Достать ножи» и виртуальная жена из «Бегущего по лезвию 2049»), но тоже не производит впечатление счастливого влюбленного. Где-то ближе к середине в рассказ врезается внезапный флэшбэк с Гарсиа Берналем, наконец, объясняющий, кто всё-таки эти люди, за судьбами которых мы битый час наблюдали, и что тут вообще происходит. С этого момента, словно спохватившись, режиссер меняет темп: действие начинает нестись галопом, один за другим мелькают не очень связанные между собой эпизоды, вводятся и сразу исчезают новые персонажи, кое-какие центральные персонажи тоже исчезают без следа, появляется даже вставная новелла о бомбах в отелях – отлично сделанная, но стоящая совсем уж особняком. Если первая половина фильма напоминает неторопливое начало добротного шпионского телесериала с уверенным расчетом на последующие пятнадцать серий, то вторая – попытку смонтировать из пятнадцати серий одну. 

Видимо, Ассайас хочет вместить в фильм как можно больше информации из книги Морайса, но достигает противоположного эффекта: чем больше лиц, событий и обстоятельств он утрамбовывает в двухчасовой хронометраж, тем схематичнее выглядит происходящее и тем ощутимее становится сюжетная неполнота. Единственная сюжетная линия, на которой удается сосредоточиться режиссеру и более-менее последовательно ее развить, – это линия пилота Гонсалеса и его оставшейся на Кубе жены с красивым именем Ольга Салануева: он тут, она там, он пишет ей письма и зовет в Америку, она обижена и не хочет ехать. Пенелопе Крус досталась интересная роль вероломно брошенной женщины, не понимающей, кто ее муж – эгоистичная скотина, герой или всё это сразу, но старания актрисы сделать из этого драматургического материала что-то путное гибнут в повествовательном бардаке. Впрочем, хуже всех пришлось Гарсиа Берналю – ему играть в картине просто нечего.

Ассайасу удается сохранить политическую беспристрастность: в открытую он не высказывает симпатий ни кубинским шпионам, ни антикастровским диверсантам (хотя, справедливости ради, у диверсантов всё-таки более неприятные лица), разве что немного критикует предвзято суровое отношение администрации Клинтона к «Осиной сети». Однако эта режиссерская беспристрастность достигает степени полной невовлеченности в рассказываемую им историю. Кто они, агенты «Осиной сети»: подвижники, готовые пожертвовать личным счастьем, ради идеи? одержимые фанатики, вытравившие из себя всё человеческое? циники-карьеристы? усталые чернорабочие бессмысленной шпионской войны? Почему нам параллельно рассказывают истории Гонсалеса и Роке – мы их должны как-то противопоставить друг другу? У одного виноватое лицо, и он вроде добрый малый, у другого лицо самодовольное, и он малый себе на уме – больше ничего об этих людях мы, в общем, и не знаем, хотя вот целое кино про них посмотрели. Кино не скучное и с несколькими мастерски сделанными сценами, но, положа руку на сердце: зачем, с какой целью нам вообще рассказали эту путаную историю? Что нам хотели сообщить и какой реакции от нас теперь ждут? Ассайас слишком умен и сдержан, чтобы отвечать на эти глупые вопросы, а на зрителя за два часа экранного времени обрушили слишком много, но дали слишком мало, чтобы он мог ответить на них самостоятельно. 

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты