C 16 по 20 марта состоялся фестиваль South by Southwest, который традиционно проводится в Техасе, но в этом году перешёл в онлайн. Помимо музыки, стендапа и образовательной части, SXSW известен своей кинопрограммой. В ней обретают своего зрителя скрытые жемчужины американского и мирового независимого кино — в 2019 году именно здесь состоялась премьера фильма «Арахисовый сокол» с Шайей ЛаБафом, получившего главный приз смотра. Специально для DEL’ARTE Magazine Иван Афанасьев рассказывает о трёх самых интересных фильмах фестиваля.
Логотип SXSW-2021 © Источник: официальный сайт фестиваля
Языковые уроки / Language Lessons
Адам, мужчина сорока с копейками лет, живёт в счастливом браке со своим мужем Уиллом в его шикарном загородном доме с множеством комнат и бассейном. В один прекрасный день супруг дарит герою не слишком нужный тому презент — тысячу часов занятий испанским с обаятельной преподавательницей из Коста-Рики по имени Карино. Ему приходится с большой неохотой включить в список утренних дел ещё и языковые уроки (при том, что он и сам неплохо habla español), но очень скоро случается трагедия — Уилл умирает, и Адам остаётся один в не успевшем стать для него родным огромном доме. Занятия с Карино становятся для него единственным источником утешения, между учителем и учеником постепенно формируется «дружба на удалёнке».
Марк Дюпласс и Натали Моралес © Кадр из фильма
Настоящая находка, которой пресса восхищалась ещё на 71-м Берлинском кинофестивале. И в Берлине, и на SXSW фильм проходил по части внеконкурсной программы, но это и правильно: конкуренции с ним не выдержал бы никто. Сюжет фильма пришёл в голову Марку Дюплассу, сценаристу и исполнителю роли Адама, настоящей звезде американского инди-кино, когда он, сидя на карантине, освоил испанский по курсам, купленным у терпевшей бедствие из-за нехватки учеников онлайн-школы. Весь фильм — диалоги между Адамом и Карино (её играет режиссёр фильма и актриса Натали Моралес) по видеосвязи. В отличие от большинства Zoom-фильмов, у этого есть все шансы пройти проверку временем. Ведь «Языковым урокам» не нужна привязка к ковидному времени, чтобы зритель оценил тёплую и трогательную историю отношений между двумя неожиданно ставшими близкими людьми, которые находятся столь далеко друг от друга.
Я в порядке, спасибо, что спросили / I’m Fine (Thanks For Asking)
Дэнни, недавно овдовевшая молодая веснушчатая женщина в самом расцвете сил, энергично разъезжает на роликовых коньках по своему району под хип-хоп в наушниках. На самом деле, причин для веселья у неё не так много: из-за пандемии она и её дочь лишились жилья, поэтому вынуждены ютиться в палатке за городом. Дэнни хватается за любую подвернувшуюся работу: помогает людям по дому, развозит посылки и плетёт афрокосички. До конца дня ей нужно собрать 200 долларов, иначе они окончательно превратятся в бездомных. Это унизительно, страшно и неприятно, но она не унывает и даже умудряется поболтать с соседкой, покурить травки и потанцевать в перерывах между поездками на коньках и попытками уломать няню присмотреть за ребёнком.
Келли Кали в роли Дэнни © Кадр из фильма
Микробюджетный дебют Келли Кали — пример того, как неуёмное желание жить и творить на всю катушку делает даже самое недорогое кино дорогим сердцу. Уроженка Лос-Анджелеса, она проработала в документальном кино и на телевидении, прожила часть жизни в палатке наедине с природой, получила множество наград за короткометражку «Дом Лало», посвящённую торговле детьми в Гаити, и добралась до своего полнометражного дебюта, на который так и тянет навесить ярлык «Проект „Флорида“ 2.0». Это окажется не так далеко от истины (Дэнни, по сути, тоже ребёнок, хоть и во взрослом теле), но у фильма своя, совершенно особенная харизма. Это редкий пример кино, в котором почти нет отрицательных персонажей (или есть, но их «злодейства» часто слишком невелики); нет и конфликта, как такового. Зато есть удивительно объёмный, лёгкий, но не легкомысленный фильм с обаятельной героиней (Кали сама исполнила главную роль) и жизнелюбием, которым трудно не заразиться.
Картофельные мечты об Америке / Potato Dreams of America
Основанный на реальных событиях (хотя иногда кажется, что это просто шутка в стиле «Фарго») фильм рассказывает историю мальчика по прозвищу Potato, который живёт во Владивостоке со своей матерью и жестоким отцом, регулярно поколачивающим супругу. Начало фильма приходится ровно на распад СССР — об этом мы узнаём, когда в доме появляется телеканал с запрещёнными ранее американскими фильмами («теперь у нас их три вместо двух!»). Именно тогда мальчик начинает осознавать, что накачанные ляжки Жан-Клода Ван Дамма его привлекают куда больше, чем аналогичные части тела женского пола — а в школе, тем временем, обсуждают, что «хуже педиков только евреи». В поисках лучшей жизни Картошка и его мама решаются переехать в США, для чего мать сперва выгоняет мужа-изверга, а затем, чтобы получить грин-карту, находит на сайте знакомств «жениха» из Колорадо. Но их злоключения на этом лишь начинаются.
© Кадр из фильма
Несмотря на такую мрачную завязку, «Соединённые штаты Картошки» (такой перевод был бы наиболее близким по смыслу) — довольно смешная, а местами и уморительная трагикомедия, высмеивающая как представления американцев о россиянах, так и наши — о них. ЛГБТК±тематика здесь является важной, но не решающей частью: в первую очередь, перед нами история взросления юного человека, в жизни которого всё меняется настолько стремительно, что помочь ему может только Бог. Буквально — единственным настоящим другом Картошки, кроме матери, является воображаемый Иисус с характером зумера и экзистенциальными проблемами. Несмотря на данный факт, парень остаётся почти единственным здравомыслящим человеком в своём окружении. Это также и кино о важности самоопределения: у большинства знакомых мальчика обязательно притаилась в загашнике какая-то стыдная тайна. Бабушка Картошки ненавидит Голливуд, но сама украдкой посматривает американские фильмы, мальчик-антисемит оказывается влюблён в девочку-еврейку, а новый американский папаша… впрочем, пусть для вас это будет сюрпризом. Как и сам фильм.