Кабинет доктора Калигари – страх перед реальным миром

“Кабинет доктора Калигари” – страх перед реальным миром

В честь Хэллоуина студентка Университета искусств в Великобритании Дарья Васко написала для Delarte Magazine подробный киноанализ одного из самых страшных фильмов. “Кабинет доктора Калигари” – первая картина, выполненная в стиле немецкого экспрессионизма, отражала сложное отношение немецкого общества к событиям после Первой мировой войны, и служила зеркалом страха и пессимистичных настроений той эпохи. Фильм стал одним из главных событий в истории кино: он вывел кинематограф из чисто развлекательного жанра в сферу искусства. “Кабинет доктора Калигари” был срежиссирован Робертом Вине в 1920 году. Сценаристами выступили Ганс Яновиц и Карл Майер.

Открытый финал  

“Кабинет доктора Калигари” открывается сценой, где главный персонаж Франц рассказывает собеседнику историю из своей жизни. Действие его повествования происходит в вымышленном городе, на улицах которого развернулась ярмарка. На ярмарке волшебник Доктор Калигари демонстрирует публике сомнамбулу по имени Чезаре, который просыпается исключительно по его приказу и предсказывает будущее. Пророчества Чезаре действительно сбываются, и в городе происходят два жестоких убийства. Франц подозревает в убийствах самого Калигари и начинает за ним следить. При неудачном похищении возлюбленной Франца, главному герою удается доказать виновность Калигари в преступлениях. Оказывается Доктор вовсе не маг, а директор психиатрической больницы, в которой он пытается выяснить – способен ли человек в бессознательном состоянии на убийство. Также раскрывается, что Калигари все это время гипнотизировал Чезаре на совершение преступлений. Финал фильма возвращает к изначальному повествованию, где зритель обнаруживает Франца в психиатрической клинике в окружении персонажей его рассказа, которые также являются пациентами больницы. Главный врач здесь выглядит точно так же как Доктор Калигари. Интерпретация финала остается открытой: является ли Франц сумасшедшим, а вся его история вымыслом, или же Калигари, спасаясь от заключения, специально отправил Франца в свою клинику?

 

Образ Калигари, предвосхищающий Гитлера

Кинофильм отражает настроения послевоенной Германии, и в частности личное высказывание Ганса Яновица и Карла Майера в отношении политической ситуации в стране. Вернувшись с фронта Первой мировой войны убежденными пацифистами, они обвинили власть в бессмысленных смертях. Им удалось изложить свои взгляды в своем первом киносценарии “Кабинет доктора Калигари”, где они наделили персонажей символизмом, который раскрывает все кошмары и ужасы войны. Персонаж Чезаре репрезентирует общество, которое под давлением обязательной военной службы, готовится убивать и быть убитым. Чезаре не принадлежит себе, им управляет Калигари. Доктор Калигари символизирует неограниченную власть государства и тиранию. Главный врач психбольницы и Калигари объединились в одном лице, демонстрируя силу, которая сеет хаос и одновременно не допускает революционные настроения: государство держит общество под контролем не оставляя ему никакого выбора. 

Образы Калигари и Чезаре предвосхитили приход к власти  Гитлера. Контроль нацистов над безвольными, похожими на марионеток или сомнамбул, гражданами, позволили им захватить власть. Историк кино Зигфрид Кракауэр в своей книге «От Калигари до Гитлера. Психологическая история немецкого кино» утверждает, что персонаж Калигари является подсознательной потребностью немецкого общества в тиране. Фильм раскрывает душу Германии того времени, колеблющуюся между деспотией и хаосом. В “Кабинете доктора Калигари” показана тенденция настроений немецкого народа того времени, совпавшая с кризисом послевоенного времени – «отступать в себя» и избегать политической активности.

После поражения в Первой мировой войне немецкое общество было подавлено. Произошли неминуемые экономический и социальный кризисы. Население страдало от беззакония на улицах, голода и безработицы. В надежде на восстановление, был произведен резкий переход от монархического строя к демократическому. Германия, на тот момент Веймарская республика, не имела четкой политической доктрины и лавировала между устоявшимися традициями и новыми радикальными течениями. Двойственная стратегия давала надежду на преобразования, но ни к чему в итоге не приводила.

Мост к экспрессионизму

Чувство неудовлетворенности существующим порядком и невозможности произвести изменения, заставило художников обратиться к своим эмоциям, и забыть об окружающей действительности. Разрывающее чувство несправедливости и тревоги привело к чрезмерно экспрессивной выразительности в изобразительном искусстве. Объединившись в творческую группу “Мост” ( Die Brücke), художники основали течение экспрессионизм и сформулировали его основные идеи. “Экспрессионизм – стиль и движение в искусстве, которое пытается выразить чувства и эмоции людей, а не реалистично отобразить события или предметы”. Представителями жанра считаются такие художники как Эрнст Людвиг Кирхнер, Эдвард Мунк, ранний Василий Кандинский, Эгон Шилеи Макс Бекман.

Как и в картинах немецких экспрессионистов, визуальный стиль “Кабинета доктора Калигари” отражает эмоциональную реакцию на мир. Страхи, подавленные желания, беспомощность  определили мрачный мир киноленты. Субъективное восприятие, присущее жанру, допускает любые искажения и преувеличения, лишая всякой связи с реальностью. В фильме зритель не находит ориентиров, аудитории не на что положиться, – она потеряна. Картина лишена конкретных локаций, которые могли бы иметь какой-либо прототип в реальности. По декорациям нельзя узнать ни места, ни временных рамок, ни социальных статусов персонажей. Полная абстракция оставляет лишь чувства, транслируемые через форму, цвет, линии и их направление.

Декорации улиц, как отражение состояния человека

Выбор дизайна фильма обусловлен не только доминирующим жанром экспрессионизма, но и сюжетными идеями. Фильм представляет собой изменение человеческого сознания главного рассказчика, и это оправдывает абсолютно нереальные декорации. Объекты представлены лишь намеком, превращаясь в символический орнамент. Словно смотришь на них с полуприщуром, замечая только крупные простые формы. Даже на примере набросков к фильму заметно, что между зарисовками и готовыми декорациями почти нет разницы. Для оформления картины были приглашены художники экспрессионисты: Вальтер Рейман, Герман Варм и Вальтер Рериг. Все они были связаны с журналом “Шторм” (Der Sturm), освещающим новое движение экспрессионизма. Их деятельность оказала большое влияние, так как в момент кризиса в стране важной задачей являлось просвещение общества, отвлечение его от суровой реальности. 

Декорации картины погружают зрителя в не имеющий ничего общего с реальностью мир. Локации лишены перспективы и свет не имеет логического источника, а тени нарисованы на самих декорациях. Освещение фонарей теряет свои округлые силуэты и приобретает форму звезды. Комнаты героев и улицы города состоят из диагональных линии и острых углов, которые вызывают чувство тревоги. Стены домов скошены, и, кажется, что они готовы вот-вот раздавить героев своим весом. В комнате, где было совершено первое убийство, находится острое окно, напоминающее кинжал, который указывает точно на кровать убитого.

Ярмарка, в начале картины, призывает забыть обыденную реальность и смешаться в водовороте снов и фантазий. Все это подчеркивается конкретными вращательными движениями шарманщика на переднем плане и крутящейся каруселью на заднем. Контрастные полосы в отделении тюрьмы напоминают шатер ярмарки, словно преступление является последствием этого безумного вихря. Кинокритик и историк кино Лотте Эйснер в своей книге «Экран с привидениями» интерпретировала эту декорацию следующим образом: “Черные контуры и линии сходятся в одной точке над пленником, как будто гигантская птица держит свою добычу в когтях. Давление усугубляется заостренными линиями на полу, они похожи на стрелки, направленные на заключенного». Это чувство человека, попавшего в безвыходной положение, есть яркая иллюстрация положения немцев в ту эпоху.

Лестницы и спасительная любовь 

Причудливые декорации обозначают и взаимоотношения между персонажами. Например, все помещения государственных чиновников находятся на возвышении: они либо сидят на очень высоких стульях, либо к ним ведет бесконечная лестница, так что остальные персонажи не могут до них добраться. Это подчеркивает недосягаемость немецкой власти того времени. Такое же чувство недоступности встречается у Франца Кафки в романе “Процесс” 1915 года. Бесконечный круговорот бюрократии, в котором от бессилия можно сойти с ума.

Отношение персонажей к возлюбленной Франца также подчеркивается художественным решением ее комнаты. Плавные линии впервые появляются в декорациях и привносят мягкость во враждебную атмосферу фильма. Они подчеркивают женскую природу и красоту, спокойствие и гармонию, к которым тянутся все персонажи картины.

Наравне с художественным оформлением, актерская игра и грим тоже поддается утрированию. Это является, как и следствием театральных школ того времени, так и задачей жанра экспрессионизма.  

Сложная политическая ситуация послужила толчком для формирования экспрессионизма как жанра в искусстве. Напряженная атмосфера и разрушенная экономика способствовали самым смелым отчаянным идеям. Кинематограф, как новый вид искусства, попал под волну экспериментов и получила мощный импульс к развитию. Стиль немецкого киноэкспрессионизма послужил опорой жанру нуара, и оказал влияние на работы таких режиссеров как Тим Бертон и Терри Гиллиам.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты