«Поезд в Пусан 2: Полуостров» — свободная и забытая земля

В российский прокат прибывает долгожданный «Поезд в Пусан 2: Полуостров». Продолжение истории о неожиданном наплыве зомби в Южной Корее режиссера Ён Сан-хо становится главным летним постпандемийным событием в кино. Изначально премьера фильма должна была состояться на 73-м Каннском кинофестивале, однако, по всем известной причине этого не случилось. Теперь же, спустя время, появляется шанс вернуться в опасную зону, где неизвестно, кто является твоим врагом: человек или зомби.

От процветающей Южной Кореи не осталось ничего, кроме заросших городов и ненужных беженцев, которые «перебиваются» в странах-соседях. Причина — вирус, породивший локальное зомби-нашествие. Из-за этого страна оказалась на карантине (вероятно, главное слово 2020 года) на неопределенный срок. Длится неопределенность уже четыре года и, кажется, так оно и останется. Бывший военный, капитан Хан Джон-сок (Кан Дон-вон), вместе с мужем своей погибшей сестры после зомби-атаки оседают в Гонконге и довольствуются малым. Им выпадает шанс заработать приличную сумму. Мафия предлагает вернуться на полуостров, найти грузовик с деньгами и пригнать его в порт. Прибыль 50/50. Ясно, что отказаться от такого предложения невозможно.

В 2016 режиссер Ён Сан-хо со своим фильмом «Поезд в Пусан» не стал революционером жанра о зомби, но убедительно и жутко «сконструировал» модель поведения общества при столкновении с неизвестной трагедией, наложив на это семейные, социальные проблемы и веру в спасительное место, незараженный рай, где начнется новый мир. После успеха, особенно финансового, Ён Сан-хо выпустил «Станция «Сеул» — анимационный приквел, рассказывающий о первых очагах заражения вирусом за день до событий фильма «Поезд в Пусан». В этом ключе «Поезд в Пусан 2: Полуостров» можно рассматривать как финал зомби-трилогии.

Но таким он является только на словах. На деле ожидаемый сиквел не имеет с первой частью ничего общего, кроме названия. Безусловно, в большей степени это маркетинг и использование минимального шанса заявить, что события происходят в едином с прошлой частью мире. В остальном «Полуостров» оказывается не тем, что ожидалось. Да, возражение «Ваши ожидания — ваши проблемы» частично уместно, однако все это нивелируется с приходом осознания того, что сиквел потерял самобытность и зрелищность.

Миссия, в которую вписывается Хан, делает из него и его бедствующих соратников некий отряд самоубийц, только без супергероев. Возвращение на родину вызывает у них двоякие чувства. С одной стороны, они знают этот город: знакомые улицы, дома, дороги. Но при этом сейчас перед ними совершенно чужое место, где живет опасность. За четыре года стерся след человека, оставив только надписи «Бог нас покинул» на асфальте и аллеи ржавеющих автомобилей. Ён Сан-хо дает героям понять, что новый мир им не принадлежит, нормы порядка изменились, да и самого порядка больше нет. Существует непостижимая сила разрушения, исходящая от природы и зомби. Неизвестно, кто или что находится за дверью или стеной. Возможно, спасительная пустота, но вероятнее всего — рой голодных зомби.

Тем не менее, этот квест «выживи или умри» не столь разнообразен, как предполагается, несмотря на то, что история происходит ночью, когда вследствие условной слепоты должно создаваться дополнительное ощущение тревоги и дискомфорта. С передачей подобного явления, например, отлично справился писатель Виктор Мартинович в романе «Ночь». Конечно, хорошо, что «Полуостров» не превратился в один большой скример, но и выбранный Ён Сан-хо вариант показа зараженной и искаженной действительности не дает фильму ни характера, ни выразительной силы. Здесь нет экспрессии и авантюрного безрассудства «Зловещих мертвецов» Сэма Рэйми или жестокости серии «Судная ночь», а объемность и глубина мира местного апокалипсиса остается CGI эффектом.

Парадоксально, но продвигаясь вглубь города и встречая единицы выживших, хоррор-тематика фильма постепенно угасает, отдавая предпочтения драме и демонстрации преобразившегося социума. Мать-одиночка (Ли Джон-хён) с двумя дочерьми и сумасшедшим дедом-военным превратились в ночных партизан, которые избегают и зомби, и местное общество мародеров. Как видно, жизнью это трудно назвать, да и появление Хана становится проблемой. Однако он является ею только до рассказа о грузовике и появления возможности выбраться с полуострова.

Очевидно, что здесь режиссер вновь целенаправленно раскрывает конфликт людей за право использовать полученный ресурс, в данном случае грузовик с деньгами — билет на корабль в Гонконг. Естественно, что в такой ситуации понятие «коллективное» теряет всякий смысл, и среди ночного города начинает «светить» индивидуальный цинизм. В этих условиях противоборства рождается, пожалуй, лучшая сцена фильма — длительная погоня в стиле «Безумного Макса» Джорджа Миллера, но с более заметным вмешательством компьютерной графики.

Но главное отличие фильма «Поезд в Пусан 2: Полуостров» от предшественника заключается в отсутствии моральной дилеммы, а именно — моральной стороны убийства. Сейчас уже не происходят дискуссии о жертвенности одного ради общего блага или намеренном убийстве, в результате которого спасутся несколько человек. Ён Сан-хо не обсуждает, насколько этот поступок морально допустим и к какому состоянию общества это может привести. Какие принцы возможно преступить, а какие — нет. Это во многом отличало «Поезд в Пусан» от схожих зомби-хорроров. Наличие расшатанной общественной совести приводило к крайне жестоким последствиям, а этика исчезала вовсе.

Цена жизни и справедливости в «Полуострове» уже не настолько радикальна, как раньше. Все сводится к желанному выезду, возвращению в контролируемую и понятную реальность, где чувство страха потеряет свою власть. Боль и удовольствие больше не главные для героев источники общего счастья и пользы. При этом не поднимается вопрос о самом понятии «сообщество» спустя четыре года. Сообщество — это все еще сумма его индивидов или уже нечто совершенно иное? И если все же случилась трансформация, то какое будущее всех ожидает? Что должно произойти и какие будут последствия, если потребуется новая фаза эволюции сообщества?

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Другие Новости

Фильмы-послания: что смотреть на «эхе» фестиваля «Послание к человеку»
Фильмы-послания: что смотреть на «эхе» фестиваля «Послание к человеку»

«Послание к человеку» — один из самых известных фестивалей документального кино с уникальной традицией кинопоказов, сочетающей в себе классику и современность. В октябре прошёл 34-й киносмотр в Санкт-Петербурге. Помимо документального и игрового кино со всего мира, на фестивале была представлена анимация, а также внушительный блок экспериментального кино, In Silico, «Футурум», «Киберглаз», которые пользуются постоянным интересом зрителей. При этом киносмотр неизменно чтит традиции классического кинематографа: в этом году визуальный образ фестиваля разработал режиссёр Рустам Хамдамов, ретроспектива фильмов которого прошла в рамках «Послания». Во время церемонии закрытия приз за вклад в мировой кинематограф получил выдающийся режиссёр документального кино Артавазд Пелешян. «Эхо» фестиваля в этом году пройдёт в пяти российских городах: Архангельске, Выборге, Екатеринбурге, Москве и Якутске. Кинокритик Юлия Шампорова побывала в Санкт-Петербурге на «Послании к человеку» и рассказала, что точно не стоит пропускать на «эхе» фестиваля.

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты