21 ноября до России доберётся «Великая» — байопик о военном фотографе Ли Миллер, срежиссированный Эллен Кёрас. Для последней выступать в роли постановщика полнометражного художественного кино — в новинку. Она зарекомендовала себя как первоклассный оператор благодаря совместным работам с Мишелем Гондри, Спайком Ли и Мартином Скорсезе. После премьеры на прошлогоднем кинофестивале в Торонто картина получила неоднозначные оценки от профессиональной прессы. Многие рецензенты отмечали убедительную игру Кейт Уинслет, но в остальном сходились во мнении, что это довольно блеклый биографический фильм. Специально для DEL’ARTE Magazine кинокритик Никита Маргаев рассказывает о том, чем ещё цепляет режиссёрский дебют Эллен Курас.
История берёт своё начало в 1938 году, когда фотограф и модель Ли Миллер (Кейт Уинслет) была вхожа в круги парижской творческой интеллигенции. Во время совместного отдыха со своими друзьями она знакомится с Роландом Пенроузом (Александр Скарсгард), британским сюрреалистом и своим будущим мужем. Все присутствующие, включая известного поэта Поля Элюара (Венсан Коломб), осознают угрозу, исходящую от гитлеровской Германии, но ещё не подозревают, что их ждёт в ближайшем будущем. Покинув своих друзей и перебравшись к Роланду в Англию, она устраивается фоторепортёром в журнал Vogue. Ли понимает, что в разгар такой страшной войны она не может просто отсиживаться в относительно удалённом от неё Лондоне. В 1944 году, после высадки в Нормандии, ей наконец удаётся получить разрешение. Вместе со своим коллегой — Дейвидом Шерманом (Энди Сэмберг) из журнала Life — Миллер отправляется в длительную командировку по выжженным руинам, в которые превратились города Европы.
Энди Сэмберг и Кейт Уинслет в фильме «Великая» © Фото: Кино-Театр.Ру
Сценарную структуру ленты действительно можно упрекнуть в заурядности. Действия «Великой» происходят сразу в двух временных линиях: в 1977 году и в 1940-е. Первая из них представляет собой интервью главной героини молодому журналисту (Джош О’Коннор), а вторая — серию воспоминаний о Второй мировой войне. В этой формуле действительно нет ничего нового, потому что это сюжетный каркас каждого второго байопика. Тем не менее картина Эллен Кёрас всё же не превращается в беглое изложение фактов из «Википедии». Напротив, лента игнорирует большую часть жизни Ли Миллер, уделяя внимание лишь «военным страницам» её биографии. Дружба с Пикассо, работа фотомоделью, первый брак с египетским миллиардером Азизом Бея, обвинения в шпионаже в пользу СССР и другие значимые эпизоды её жизни останутся где-то за кадром.
Основной конфликт фильма происходит между главной героиней в исполнении Кейт Уинслет и окружающим её миром. Эллен Кёрас старательно вырисовывает портрет женщины, которой претят любые рамки, запреты и пожелания. И не так уж и важно, идёт ли в данном случае речь о государственной цензуре или беспокойстве любящего супруга. В этом смысле эпизод с провокационной фотосессией в ванной фюрера — это кульминационный момент истории, апогей упомянутого противостояния. Но в конечном счёте Ли Миллер всё равно оказалась заложником сложившихся обстоятельств: после войны британское правительство сочло её фотографии, среди которых были и те, что сделаны в Дахау и Бухенвальде, «излишне травмирующими» и «не способствующими духовному подъёму нации». Так, её журналистский подвиг, ради которого она была готова рискнуть собственной жизнью, едва не остался незамеченным.
Кейт Уинслет в фильме «Великая» © Фото: Кино-Театр.Ру
Вне всяких сомнений, главная причина, по которой следует ознакомиться с «Великой», — это впечатляющая игра Кейт Уинслет, но на этом сильные стороны фильма не заканчиваются. Бесспорно, всех удивит Энди Сэмберг, известный зрителям по романтической комедии «Зависнуть в Палм-Спрингс» и сериалу «Бруклин 9-9». Ему в ленте Эллен Кёрас досталась серьёзная драматическая роль Дейвида Шермана, фотографа с еврейскими корнями, которому освещать эту войну по понятным причинам в разы тяжелее. Именно с ужасами холокоста связаны две наиболее жуткие сцены фильма. В первой герои становятся свидетелями чудовищной картины: ничего не подозревающие дети играют с мячом около поезда, каждый вагон которого доверху нагружен трупами узников в полосатых робах. В другой Миллер и Шерман посещают Дахау и случайно находят комнату, в углу которой в одну кучу свалены десятки иссохших от голода тел.
Изменение тональности по мере приближения к финалу прослеживается и в музыкальной составляющей, за которую отвечал оскароносный Александр Деспла. Поначалу саундтрек за его авторством звучит до боли знакомо: ненавязчивые, лёгкие и даже немного сказочные мелодии выдают в нём постоянного композитора Уэса Андерсона. Но чем больше ужасов на своём пути встречает главная героиня, тем серьёзнее и эмоциональнее становится аккомпанемент.
Энди Сэмберг и Кейт Уинслет в фильме «Великая» © Фото: Кино-Театр.Ру
Но есть у «Великой» ещё одно неоспоримое достоинство, на котором редко акцентируют внимание. За каждым из снимков Ли скрывается своя отдельная история. Эллен Кёрас в своём фильме достоверно воссоздаёт каждую из них, тем самым оживляя все культовые фотографии, сделанные Миллер во время пребывания в охваченной войной Европе. И дело не ограничивается только широко растиражированными снимками вроде самоубийства бургомистра Лейпцига и портрета девочки в Дахау. Сын Ли Миллер — писатель Энтони Пенроуз — на протяжении всего производства ленты, которое, к слову, затянулось аж на восемь лет, выступал в качестве биографического консультанта. Он предоставил съёмочной команде доступ к архиву фотографий и мемуарам матери, регулярно общался с Кейт Уинслет и режиссёром, чтобы достигнуть впечатляющего уровня достоверности.
Марион Котийяр, Ноэми Мерлан, Кейт Уинслет, Александр Скарсгард и др. в фильме «Великая» © Фото: Кино-Театр.Ру
Конечно, есть байопики, которые гораздо фактурнее и изобретательнее «Великой», но благодаря выдающимся актёрским перформансам (Уинслет и Сэмбергу пророчат попадание в грядущий наградной сезон) и кропотливой работе создателей с материалом её всё же будет справедливо назвать достойной зрительского внимания.