Виртуальные надежды: что мы будем смотреть на 71-м Берлинском кинофестивале

11 февраля дирекция Берлинского кинофестиваля объявила программу 71-го смотра, который состоится в этом году в необычном формате: с 1 по 5 марта пройдут онлайн-показы для прессы и профессионалов индустрии, а в июне обещается полноценный оффлайн-фестиваль для широкой публики. Специально для DEL’ARTE Magazine Иван Афанасьев, который в этом году будет освещать смотр, рассказывает о том, чего ждать от гибридного Берлинского кинофестиваля в 2021 году.

Первое, на что обращаешь внимание, — наличие в сторонней программе «Форум» фильма «Кураж», режиссёром которого выступил Алексей Полуян. Думаешь: «Журов из „Груза 200“ вернулся из могилы и сделал кино про 2020-й?». Конечно, на самом деле, нет. «Кураж» — это картина о протестах против правления Александра Лукашенко в Белоруссии, снятая режиссёром-однофамильцем балабановской звезды. Но если учесть, как «ударно» начался год, сменивший своего мрачного предшественника, было бы неудивительно узнать, что кто-то действительно раскопал в каком-нибудь карагандинском музее кино нечто подобное (российское кино в конкурсе не представлено). В целом Берлинале в этот раз и ощущается как некий «кураж»: Канны спасовали и не рискнули переходить в онлайн, что в прошлом, что в этом году. Но не Берлин.

Он спокойно разделился на два формата, виртуальный и реальный, и хочется думать, что за этим будущее кинофестивалей. Если журналисту дорого или неудобно ехать в Германию — он спокойно отсматривает фильмы у себя дома. Если же ему принципиален опыт коллективного переживания — собирается с духом и средствами и едет в немецкую столицу. Едва ли консервативные элитарные Канны решатся на такой смелый поступок. Там проще пропустить ход и раздать всем значки с «лавровыми ветками», ожидая улучшения обстановки в следующем году. Директору Канн Тьерри Фремо определённо стоит посмотреть в сторону коллег: свежий опыт «Сандэнса» подсказывает, что это отличное подспорье по части увеличения аудитории, а прожжённые фанаты полноценного киносмотра презрительно выставят мизинчик в сторону чёрного экрана компьютера и всё равно приедут смотреть кино на экране белом. И никто не обидится.

Кадр из фильма «Маленькая мама» из конкурса Берлинале-2021

Чем же в этом году попотчует киноманов Берлинале? Программа заметно обеднела: вместо традиционных двух с лишним десятков картин в конкурсе — всего пятнадцать, и среди них не так уж много каких-то бронебойных вещей, вроде Цая Минляна или камбека Филиппа Гарреля после пяти лет молчания. Среди будущих хитов (наверняка) — «Предисловие», новая картина Хон Сан-су, год назад посетившего Берлин в очередной раз с «Женщиной, которая убежала», с его любимой актрисой Ким Мин-хи, которая сыграет и в новом фильме. Тут гадать нечего: очередная тихая и аккуратная разговорная драма, которую мгновенно полюбят фанаты «медленной Азии».

Ещё один интересный номер — «Маленькая мама», новое кино Селин Скьяммы, два года назад впечатлившей жюри Канн своим «Портретом девушки в огне». В главных ролях — Нина Мерисс и Марго Абаскаль, едва ли известные российской публике, но крайне интересные актрисы, которые, судя по всему, сыграли дочь и мать. Будет фем-драма с хорошими актёрскими работами, как минимум.

Также один небезынтересный фильм — «Неудачный трах, или Сумасшедшее порно» (плюс-минус дословный перевод названия) от завсегдатая Берлина, недооцененного широкой публикой румына Раду Жуде («Мне плевать, если мы войдём в историю, как варвары»), об учителе средней школы, чья зависимость от порнографии становится слишком опасной. Традиционно ждём мизантропии под соусом из чёрного юмора и социального подтекста.

Кадр из фильма «Я твой человек» из конкурса Берлинале-2021

В этом году в конкурсе сплошь частые посетители Берлинале — от двукратного номинанта на «Золотого медведя» Доминика Графа («Красный какаду») до пятикратного лауреата Бенедека Флигауфа («Просто ветер»): их картины «Фабиан, или Прогулка перед собаками» и «Лес — я вижу тебя везде» наверняка заинтересуют опытную фестивальную публику. Компанию каннских гостей Селин Скьямме составит Ксавье Бовуа («О людях и богах»), который также привёз новый фильм «Альбатрос». Среди прочего, сразу четыре картины сняты немцами (таковы реалии — на ММКФ в этом году было, кажется, столько же российских картин). Среди них особняком стоят «Следующая дверь», режиссёрский дебют немецко-голливудского актёра Даниэля Брюля («Первый мститель: Противостояние»), выдержанный в жанре чёрной комедии, а также «Я твой человек», новая картина режиссёра нашумевшего сериала «Неортодоксальная» Марии Шрайдер, с Сандрой Хюллер в главной роли.

Несмотря на кажущуюся, на первый взгляд, скупость, на самом деле программа более чем любопытная — как всегда в Берлинале. Все фильмы, очевидно, очень полярные и здорово отличаются друг от друга. А ведь есть ещё спецпоказы — там, помимо «Мавританца» с Бенедиктом Камбербэтчем, который скоро выходит в наш прокат, будет также много всего интересного и неожиданного, о чём, скорее всего, напишем отдельно. Как говорится, stay tuned — фестиваль обещает быть насыщенным и интересным.

P.S. Полную программу фестиваля можно посмотреть здесь.

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты