«#Выжить»: корейский зомби-хоррор о человечности

Ещё в сентябре на Netflix состоялась премьера южнокорейского хоррора «#Выжить», посвящённого истории двух молодых людей, оказавшихся запертыми в своих квартирах во время локального зомби-апокалипсиса. У себя на родине фильм после весеннего локдауна моментально стал хитом проката, а на Netflix попал в топ международных рейтингов. Специально для DEL’ARTE Magazine Иван Афанасьев рассказывает, что такого особенного в этом, на первый взгляд, очередном фильме о живых мертвецах.

Молодой парень О Джун-ву — классический «хикки» и прожигатель жизни: работе, учёбе в универе и даже походам в магазин он предпочитает стримы с друзьями в популярной сетевой игре PUBG. Однажды родители с братьями-сёстрами уезжают за город, и Джун-ву остаётся один в своей шикарной квартире. Забив на все обязательства, он решает провести очередной затворнический денёк, но в тот же день из телевизора и интернета узнаёт, что Сеул атаковал неизвестный вирус, превращающий людей в зомби, желающих откушать человеческой плоти. Можно сказать, что парень в относительной безопасности, но продуктов остаётся — кот наплакал, а значит рано или поздно придётся либо выйти на улицу, кишащую агрессивными мертвецами, либо умереть с голоду. В последний момент, уже будучи в петле от отчаяния, он видит в соседнем доме человеческое лицо — молодую девушку Ким Ю-бин — и решает повременить с суицидом.

В Южной Корее в последние несколько лет настоящий бум зомби-фильмов, сродни тому, что был в 1970 — 1980-х на волне успеха картин Джорджа Ромеро. Причин тому может быть много: как минимум то, что южнокорейский кинематограф всегда тяготел к жанровому сегменту, а Z-movies — обязательная часть коммерчески успешной индустрии. «Поезд в Пусан» предлагал взглянуть на концепцию фильмов про живых покойников как на основу драмы о человеческом эгоизме (о чём были все культовые картины на эту тематику — от «Ночи живых мертвецов» до «Зомби по имени Шон»). Сиквел «Полуостров» развивал этот мотив, а супер-успешный сериал «Королевство» довёл концепцию до идеала: корейский темперамент идеально сочетался с агрессией зомби-фильмов. «#Выжить», созданный до начала знаменитых событий (съёмки завершились ещё до вспышки коронавируса в Китае), прибавил к этой идее дополнительное измерение: социальная изоляция порой стирает черту между человечностью и, простите, мертвечиной.

Фильм сложен по максимально простым и примитивным лекалам: два человека в точках A и B, разделённые толпой голодных Z, пытаются каким-то образом коммуницировать друг с другом, добывать пропитание и стараются избежать участи своих менее удачливых соотечественников. На своём пути (или, точнее, на своей остановке) они столкнутся с человеческим безумием тех, кто рассудок успел потерять, так что их задача — ещё и найти в себе силы не уподобиться расчеловеченным выжившим. Недоброжелателей, правда, будет всего ничего — «#Выжить» очень камерное кино с минимальным количеством локаций и даже диалогов. Несколько квартир, которые посетят герои, включая их собственные, двор между домами и крыша — вот, по сути, и весь фильм. Снял картину дебютант Чо Иль-хён, бюджет, очевидно, был не более $1 — 2 миллионов, зато бокс-офис на родине составил не менее $14 миллионов — один из лучших результатов кассовых сборов в мире.

Нетрудно догадаться, как такой результат был достигнут: «#Выжить» — убедительный пример того, как эпоха сама выбирает своих героев. В период тотального домоседства и изоляции люди нуждаются не в супергероях, способных отправлять в небытие злодеев, по щелчку пальцев уничтожающих пол-Вселенной, а в тех, кто передаст через балкон банку «Нутеллы». Минимализм изобразительных и драматургических средств и, как следствие, изобретательность героев (скажем, противостояние зомби при помощи радиоуправляемого дрона) делают фильм невероятно увлекательным. Он также демонстрирует запрос на личные истории: людям не нужны всесильные «Мэри Сью», им интересны герои, возможно, неумелые и даже слегка нелепые, попавшие в непростые обстоятельства и вынужденные в них выживать и оставаться людьми.

Плохо только то, что местами кино всё-таки превращается в супергероику: в какой-то момент протагонисты, до того скромные и даже чахлые домоседы (ну хорошо, Ким Ю-бин — профессиональная альпинистка, но не лазавшая по горам много дней), выбираются на улицу и прорубаются сквозь толпы мертвецов похлеще главного героя фильма «Живая мертвечина», который бодро выкашивал (буквально) станы зомби газонокосилкой. Этому скромному и камерному фильму куда больше к лицу реализм, нежели зрелищность, но иногда авторы словно идут на уступки жаждущему зрелищ зрителю. Что далеко не всегда сочетается с классическим для «сарвайвала» поиском хлеба на пропитание. Можно заодно придраться и к драматургии: герои достаточно изобретательны, но частенько пропускают хорошие возможности утереть нос судьбе и голодным зомби.

И всё-таки «#Выжить» — прекрасное доказательство величия человеческого духа. Причём звучит куда пафоснее, чем изображено в фильме: это всё-таки, в первую очередь, жанровое кино про людей, противостоящих самым популярным чудовищам в кинематографе. Но, в отличие от того же «Поезда в Пусан», который обнажал скотскость человеческой натуры, фильм Чо Иль-хёна скорее раскрывает лучшие качества своих героев. В которых хочется увидеть себя.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты