“Акварель”: сила воды на 96 кадрах в секунду

В начале октября в российском прокате стартовал фильм «Акварель» петербургского режиссера-документалиста Виктора Косаковского. Это первая в мире картина, снятая на скорости 96 кадров в секунду вместо привычных 24. Премьера «Акварели» состоялась в прошлом году на Венецианском кинофестивале. Лишь спустя год российские зрители смогли увидеть уникальный фильм на больших экранах.

Особенность «Акварели» заключается не только в новаторском формате, но и в оригинальной авторской задумке. Косаковский снимает фильм о воде: из неподвижного пейзажа она превращается в главное действующее лицо, единственную движущую силу сюжета. Здесь нет героев, нет истории, нет и закадрового голоса ученых из научно-популярных фильмов – только захватывающие виды воды во всем множестве ее состояний.

Человек в «Акварели» уходит под воду уже в первом эпизоде. Под беспощадным льдом Байкала его жизнь продлится не больше трех минут. Это Виктор Янукович, сын экс-президента Украины. Юноша провалился под лед на своем автомобиле во время соревнований на озере. Став случайным свидетелем того, как спасатели вытаскивают на берег машину погибшего, Косаковский именно этими кадрами решает открыть “Акварель”. Это эпиграф к основному повествованию, где больше не будет слов – только плеск воды и хруст льда. Перевести объектив с человека на стихию режиссеру как будто подсказала героиня его другой картины, «Да здравствуют антиподы!» (2011), 12-летняя девочка, мечтавшая в следующей жизни быть не человеком, не животным, а «чистой байкальской водой». В «Акварели» Косаковский раздвигает границы нашего антропоцентричного мира и делает главной героиней иррациональную силу природы, свободную от человеческих интерпретаций, смыслов и символов.

Съемки фильма шли по всему миру: на севере России, в Шотландии, Германии, Дании, США, Венесуэле, Португалии и Мексике. Команде Косаковского удалось сделать уникальные кадры в реальных условиях, не прибегая к компьютерной графике. Океанский шторм с 30-метровыми волнами, затягивающуюся полынью на Байкале, затопленный Майами после урагана Ирма – все это режиссер фиксировал вживую, рискуя не только качеством картинки, но и собственной жизнью. Так, например, в Гренландии он поставил камеру со светом прямо на верхушку айсберга, а в Венесуэле надел на объектив гигантскую трубу, чтобы показать водопад «изнутри».

Показывая разные страны, режиссер не потерял цельность картины – зритель не замечает, как из Байкала оказывается в Гренландии, а затем ледники сменяются волнами океана. Режиссер будто рисует повествование акварельными красками, плавно переходя от одного цвета к другому. Это единство определяется самой сутью воды – она повсюду.

“Акварель”- фильм о бессмертной силе, которой нет дела до человека. А вот человеку Косаковский советует получше вглядеться в воду. Именно изображение, немыслимые 96 кадров в секунду, в прямом смысле меняют перспективу восприятия зрителя. И если сейчас в России можно увидеть фильм только в формате 48 кадров/сек (кинотеатров, где возможно демонстрировать фильмы 96 кадров/сек, в мире всего единицы), то даже изображение, увиденное «вполсилы», позволяет оценить глубину картины. Мы привыкли, что, когда в кино нам показывают дождь, то это белые штрихи, но здесь мы видим каждую каплю отдельно. Зрительное восприятие дополняется слуховым – обычно в документальном кино пять звуковых каналов, в «Акварели» – 118.  Звук окружает зрителя, и это не только шум воды. Автор саундтрека к фильму – Эйкка Топпинен, финский виолончелист, композитор и фронтмен группы Apocalyptica.

Красота, глубина цвета, гармония природы, увиденная на экране, одновременно поражают и вызывает ужас. В этой предельной близости мы чувствуем свою хрупкость, слабость. Сам метод создания фильма определяет его пафос. Косаковский совершает технологическую революцию в кино, чтобы максимально приблизить нас к воде и напомнить, что есть силы, неподвластные человеческому разуму, стихии, с которыми так важно быть в гармонии. 

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты