Человек, который… Самые значительные роли Дэвида Боуи в кино

Вчера на экраны вышел биографический фильм «Дэвид Боуи. Человек со звезды». Роман Черкасов сомневается, так ли уж миру необходим еще один посредственный байопик еще одного великого музыканта, и сегодня, в день рождения артиста, специально для DEL’ARTE Magazine предлагает лучше вспомнить самые значительные роли, сыгранные в кино самим Дэвидом Боуи.

Если бы его музыкальная карьера не удалась, Дэвид Боуи вполне мог бы состояться как актер. Он всерьез обучался актерскому мастерству, изучал хореографию и пантомиму под руководством знаменитого английского танцора и мима Линдси Кемпа, даже недолгое время был участником его театральной труппы и принимал участие в постановках. На экране он впервые появился в мае 1968 года в британском сериале «Театр 625» — 22-й эпизод 5-го сезона назывался «Выстрел пистолета» и был экранизацией повести Пушкина «Выстрел», а Боуи там выступал в маленькой роли танцора, исполняющего менуэт. Сейчас на это было бы очень интересно посмотреть, но, к сожалению, эпизод не сохранился.

Образ (1969)

Не считая утраченного эпизода телесериала, первой работой Боуи в кино стала независимая короткометражка «Образ» — 13-минутный шизофренический хоррор с гомоэротическим подтекстом, где молодой музыкант играет оживший портрет, пугающий своего создателя-художника. Потом, когда Боуи прославится и создаст серию экстравагантных сценических образов, его будут нередко приглашать на роли таинственных и чудных персонажей. Но уже здесь он убедительно изображает существо из мира, расположенного где-то «по ту сторону», — юнгианского Другого, персонификацию нечистой совести, демоническую чертову куклу с пластикой манекена, хрупкую и жуткую одновременно.

Человек, который упал на Землю (1976)

Полноценный дебют Боуи в большом кино и его первая главная роль. Сделанная великим британским визионером Николасом Роугом почти сюрреалистическая экранизация одноименного романа Уолтера Тевиса об инопланетянине, который прибыл на Землю, чтобы найти воду для своей умирающей планеты. Учитывая, что в начале своей музыкальной карьеры Боуи эксплуатировал космическую тематику, может показаться, что фильм задумывался специально под него как рок-звезду с имиджем инопланетянина, но это не так: первоначально проект создавался для другого британского актера с кричаще-утонченной внешностью — Питера о’Тула (а позже рассматривались и другие кандидаты на главную роль). Для музыканта съемки в фильме совпали с этапом перехода: от сценического образа пришельца-мессии Зигги Стардаста с его трагическим одиночеством — к меланхолично-декадентскому образу Изможденного Белого Герцога. И в фильме мы видим, как сквозь Зигги все явственнее начинает просвечивать земной, бесконечно усталый и изможденный психостимуляторами Герцог.

Прекрасный жиголо — несчастный жиголо (1978)

«Берлинский период» Боуи-музыканта отразился и в его работе в кино. Сделанный в Германии фильм Дэвида Хеммингса рассказывает о немецком лейтенанте, который после окончания Первой мировой войны возвращается домой в Берлин и видит, что старый мир умер, а новый еще не родился. Вынужденный работать жиголо в борделе, которым управляет баронесса фон Земеринг (последняя роль Марлен Дитрих), бесконечно отчужденный, разочарованный лейтенант Пауль стал, наверное, наиболее полным киновоплощением Изможденного Белого Герцога. Картина провалилась в прокате, а интерес Боуи к культуре послевоенной Германии 1920-х четыре года спустя получит еще одно воплощение в кино: актер сыграет главную роль в экранизации пьесы Бертольда Брехта «Ваал», сделанной суровым британским реалистом и специалистом по бунтарям и маргиналам Аланом Кларком.

Счастливого рождества, мистер Лоуренс (1982)

 

Фильм японского классика Нагисы Осимы о смертельном противостоянии британского военнопленного (его играет Боуи) и японского офицера (которого играет другой знаменитый музыкант — Рюичи Сакамото). Притяжение-отталкивание двух бескомпромиссных идеалистов становится и историей страсти, и экзальтированным ритуалом, и рефлексией над взаимоотношениями Запада и Востока. Картина номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь», но проиграла другой японской ленте — «Легенде о Нараяме».

Голод (1983)

Режиссерский дебют Тони Скотта, впоследствии очень известного жанрового голливудского постановщика, — эстетская картина о двух вампирах, которых играют Боуи и Катрин Денев. Оба прекрасны и, будучи вампирами, потенциально бессмертны, но неожиданно герой Боуи начинает с невероятной скоростью, словно наверстывая упущенное, стареть. Огни большого города, яростная музыка группы Bauhaus, ночные клубы и люди, как тени, — Тони Скотт делает атмосферное кино о странных, холодных, словно потерянных восьмидесятых с присущим им ощущением зыбкости и призрачности окружающего мира. И Боуи, который всегда хорошо улавливал дух времени, в сценах панической агонии своего стремительно распадающегося героя, прекрасно это чувство передал.

В ночи (1985)

Еще одна картина, запечатлевшая тревожное мироощущение 80-х. Вдохновленный нуаром комедийный триллер Джона Лэндиса — одна из многих появившихся в то десятилетие историй о маленьком человеке из офиса, вдруг попавшем в головокружительную детективную передрягу. Что выделяет «В ночи» из ряда похожих сюжетов — так это какая-то зашкаливающая степень странности всего происходящего: то ли все это дурной сон, привидевшийся утомленному недосыпанием герою, то ли, напротив, с глаз упала пелена, а мир такой и есть. И, как это бывает в кошмарном путаном сне, в вывернутом наизнанку мире, герою, среди прочих странных персонажей, является и английский киллер с лицом усатого Дэвида Боуи.

Абсолютные новички (1986)

Ретро-мюзикл о Лондоне конца 50-х, субкультуре модов и расовых столкновениях, поставленный Джулиеном Темплом — английским режиссером, который прославился своими фильмами о панк-роке (знаменитый «The Great Rock ’n’ Roll Swindle» о группе «Sex Pistols» — это его работа). Фильм плохо прошел в прокате, но запомнился своим саундтреком (правда, отражавшим, скорее, музыкальные настроения середины 80-х, чем изображаемой в картине эпохи). Боуи появляется в роли второго плана, поет и танцует на гигантской печатной машинке.

Лабиринт (1986)

Сказочное фэнтези, снятое создателем «Маппет-шоу» и «Скалы Фрэгглов» Джимом Хенсоном. У Боуи главная роль — в лохматом парике и демоническом гриме он играет короля гоблинов, похищающего маленького брата девушки Сары (15-летняя Дженнифер Коннелли) и прячущего его в своем лабиринте. Жутковатая сказка с колоритными кукольными персонажами, рискованным сексуальным подтекстом и пугающим, намертво врезающимся в память Болотом Вечной Вони. И задолго до того, как Кристофер Нолан начал играть с пространством и заставил своих героев в «Начале» осваивать невозможную архитектуру, вроде ступеней Пенроуза, Боуи, пренебрегая законами физики и геометрии и обходясь без помощи компьютерной графики, вальяжно разгуливает по парадоксальным лестничным конструкциям Маурица Эшера.

Последнее искушение Христа (1988)

В вызвавшем много скандалов фильме Мартина Скорсезе о слишком человеческой стороне двойственной природы Христа артист ненадолго появляется в образе Понтия Пилата. Боуи неплохо справляется с задачей, но задействован в постановке, скорее, в функции свадебного генерала: знаменитость, специально приглашенная на маленькую, но сюжетно важную роль знакового персонажа, на которую позвать можно было, собственно говоря, кого угодно. Однако Скорсезе почему-то хотелось, чтобы Пилата сыграла какая-нибудь рок-звезда, и еще в 1983 году, предпринимая первую попытку запустить фильм в производство, режиссер планировал пригласить Стинга. Удивительно, но это не первый раз, когда Боуи увел у Стинга роль: размышляя, кто бы мог сыграть короля гоблинов в «Лабиринте», Хенсон поначалу тоже рассматривал кандидатуру Стинга.

Баскиа (1996)

Аккуратный байопик нью-йоркского художника Жана-Мишеля Баскиа, снятый другим известным художником-неоэкспресионистом Джулианом Шнабелем. Боуи в белом парике играет Энди Уорхола, и приглашение музыканта на эту роль можно считать символически значимым: Уорхол являлся важной фигурой для Боуи, который был лично с ним знаком и еще в 1971 году посвятил ему песню. Может быть поэтому образ Энди получился в картине неожиданно человечным и трогательным.

Престиж (2006)

Костюмный триллер Кристофера Нолана о войне двух фокусников и снова маленькая, но сюжетно важная роль для специально приглашенной звезды: Боуи с густыми трансильванскими усами играет Николу Теслу. Оставив в стороне вопрос, зачем в историю об иллюзионистах надо было приплетать фантастику, да еще тревожить прах Николы Теслы (эти упреки, понятное дело, должны быть адресованы не создателям фильма, а автору сюжета писателю Кристоферу Присту), стоит отдать Боуи должное — за несколько минут на экране он создал более яркий образ великого изобретателя, чем Николас Холт за все отведенное ему экранное время в относительно недавней «Войне токов».

Другие Новости