Композиторки или женщины-композиторы, которые сделали академическую музыку лучше

Автор специализированного музыкального издания uDiscoverMusic, поддерживаемого лейблом Universal Music Group, Джессика Дюшен составила список из имен женщин-композиторов академической музыки, чьи работы незаслуженно были забыты. Публикуем перевод статьи из uDiscoverMusic.

Хильдегарда Бингенская (ок.1098—1179) — немецкая монахиня, аббатиса бенедиктинского монастыря, композитор, естествоиспытатель и целитель, поэт-мистик, которая считается самой образованной женщиной своего времени. Написала более 70 церковных распевов на собственные нерифмованные стихи. Ее сочинения содержат несвойственные для XII века элементы — скачки на большие интервалы, пышные мелизмы, несколько звуков мелодии на каждый слог текста. Была канонизирована в 2012 году.

Барбара Строцци (1619–1677) — незаконнорожденная дочь поэта Джулио Строцци, актриса, композитор и певица, прозванная «Виртуознейшей». Обучалась музыке у Пьетро Франческо Кавалли, сыгравшего большую роль в развитии оперного жанра. Стала одной из первых женщин, издавших светскую музыку под собственным именем. Опубликовала 8 сборников собственных сочинений (сольных кантат и ариетт, дуэтов, многоголосных мадригалов, латинских мотетов), демонстрирующих большое внимание к текстам. Была матерью-одиночкой с тремя детьми, но умудрилась избежать ярлыка куртизанки, который часто навешивали в те времена на женщин творческих профессий. Сочинения Барбары Строцци переиздаются и исполняются и сегодня, одними из самых известных остаются кантаты «L’Eraclito amoroso» и «Lagrime mie».

Марианна Мартинес (1744–1812) — дочь богатого церемониймейстера дипломатического представителя папы римского в Австрии, певица, композитор и клавесинистка, мастерство которой сравнивали с игрой Баха. Отец Марианны Мартинес был дружен с драматургом Пьетро Метастазио. Сама Марианна регулярно давала в своем доме музыкальные вечера, частыми гостями которых были Моцарт и Гайдн. Играла для австрийской императрицы Марии Терезии, написала множество хоровых произведений от светских кантат до церковных месс.

Анна Мария (Наннерль) Моцарт (1751–1829) — старшая сестра Вольфганга Амадея Моцарта, которую в домашнем кругу звали Наннерль. С самого детства вместе с отцом путешествовала по Европе с концертами, некоторые слушатели считали Наннерль гораздо более искусной пианисткой,чем ее младшего брата. Отец не поощрял ее тяги к сочинительству, но, как известно, однажды высоко оценил написанное ею произведение. По воле отца Наннерль вышла замуж за вдовца-судью, который был на 15 лет старше и уже имел пятерых детей, и больше не занималась композицией. Воспитанием одного из трех собственных детей Анны Марии занимался ее отец, который планировал представить свету нового Моцарта. После смерти супруга занималась преподаванием музыки в Зальцбурге. Рукописей ее сочинений, написанных в молодости, не сохранилось. В 2010 году вышел французский фильм «Наннерль, сестра Моцарта», в котором Анна Мария является главным персонажем.

Луиза Фарранк (1804–1875) — прославилась как виртуозная пианистка, за что в 1842 году была назначена профессором игры на фортепиано Парижской консерватории и занимала этот пост тридцать лет. При жизни опубликовала около 50 собственных сочинений (в том числе три симфонии), получивших восторженные отзывы от Берлиоза и Листа. Ее музыка по стилю была гораздо ближе к сочинениям австрийских или немецких композиторов-романтиков, особенно Шуберта и Вебера. На родине же сочинения Фарранк считались слишком нефранцузскими. Перестала писать музыку после смерти дочери от туберкулеза в 1859 году. Сочинения Луизы Фарранк стали вновь исполняться в последние 20 лет.

Фанни Мендельсон (1805–1847) — старшая из четырех сестер известного композитора Феликса Мендельсона, немецкая пианистка, певица и композитор. Против ее занятий музыкой на профессиональном уровне был отец, но Фанни поддерживал ее муж, художник Вильгельм Гензель — он иллюстрировал чистовики написанных Фанни произведений. Почти все ее сочинения были изданы под именем брата. Исследования последних лет показали, что часть произведений, автором которых принято считать Феликса Мендельсона, были написаны именно ею. В 42 года Фанни умерла от удара во время репетиции концерта. Сегодня известно порядка 500 ее сочинений — песни, пьесы, органные прелюдии, струнные и фортепианные квартеты, оратория, лирический цикл «Год», написанный в качестве подарка мужу к Рождеству 1841 года, и многие другие.

Клара Шуман (1819–1896) — пожалуй, самая известная из женщин-композиторов. Жена Роберта Шумана, в девичестве Вик, на момент заключения брака она была гораздо известней своего супруга — главным конкурентом виртуозной пианистки считался сам Ференц Лист. Свой первый новаторский фортепианный концерт она начала писать в возрасте 13 лет, партией виолончели из него впоследствии вдохновлялся Иоганнес Брамс при создании своего Концерта для фортепиано с оркестром № 2. Написала множество сольных пьес для фортепиано и скрипки, циклы песен, фортепианное трио. Практически перестала заниматься композицией после смерти супруга. Интерес публики к творчеству Клары Шуман стал возрождаться в 1970-х, когда появились аудиозаписи ее сочинений, но и сегодня произведения этой женщины-композитора исполняются довольно редко.

Полина Виардо (1821–1940) — одна из самых известных оперных певиц XIX века, которая также сама писала музыку, при этом не считая себя композитором. Виардо сочиняла произведения для репертуара своего сына Поля, который был скрипачом; написала три оперетты на либретто Ивана Тургенева — «Последний колдун», «Людоед» и «Слишком много жен». Стала прообразом главной героини романа «Консуэло» Жорж Санд.

Этель Смит (1858–1944) — композитор из Англии, которой пришлось бороться с родителями за право заниматься музыкой; одна из лидеров суфражистского движения. Несколько своих ранних произведений она направила в адрес Иоганнеса Брамса, который принял их за сочинения композитора-мужчины. В 1912 году Этель Смит провела два месяца в тюрьме Холлоуэй за участие в акциях по борьбе за предоставление женщинам избирательного права, а спустя десять лет стала первой женщиной-композитором, удостоенной ордена Британской империи. Написанный ею в 1911 году «Марш женщин» стал гимном суфражистского движения.

Маргарет Рутвен Ланг (1867–1972) — дочь известных бостонских музыкантов, друживших с Листом и Вагнером, обучалась у Джорджа Чедуика, до 50 лет активно занималась композицией и написала более 200 песен, а затем вела христианскую миссионерскую деятельность. Ее Драматическая увертюра стала первым написанным женщиной произведением, которое исполнил крупный американский симфонический оркестр. В 1967 году Бостонский симфонический оркестр дал концерт в честь ее 100-летия.

Эми Бич (1867–1944) — пианистка, самостоятельно изучившая композиторское искусство, первая успешная американская женщина-композитор. Вместе с Джоном Ноулзом Пейном, Артуром Футом, Джорджем Чедуиком, Эдуардом Мак-Доуэллом и Горацио Паркером входила в Бостонскую шестерку композитоторов, внесшую большой вклад в становление академической музыки в США. После замужества была вынуждена на 25 лет ограничить публичные выступления до двух концертов в год. Овдовев в 1910 году, отправилась в четырехлетний концертный тур по Европе. Написала несколько фортепианных произведений и около 150 песен.

Пол Полдовски (Ирена Регина Венявская) (1879–1932) — композитор из Англии, дочь польского скрипача и автора музыки Генрика Венявского, произведения которой при жизни чаще всего исполнялись под псевдонимом Пол Полдовски. Автор нескольких оркестровых произведений, часть которых была утрачена в годы Второй мировой войны, наиболее известна своими песнями на стихи Поля Верлена. Вращалась в аристократических кругах, владела бутиком высокой моды в Лондоне и даже написала несколько сочинений специально для британской королевской семьи.

Ребекка Кларк (1886–1979) — одна из величайших женщин-композиторов родом из Англии. Начала музыкальную карьеру как профессиональная скрипачка, была одной из первых учениц ирландского композитора Чарльза Стэнфорда, по совету которого в 1907 году сменила специализацию на альт, незадолго до этого ставшего самостоятельным исполнительским сольным инструментом. Ее занятиям музыкой препятствовал деспотичный отец, который в конце концов выгнал Ребекку из дома. Переехав в США, она принимает участие в музыкальных конкурсах, спонсируемых меценаткой Элизабет Кулидж. На первом конкурсе написанную Ребеккой Кларк Сонату для альта и фортепиано ошибочно принимают за произведение Эрнеста Блоха — никто не мог поверить, что автором произведения является женщина. Сочинения Ребекки Кларк не получали должного признания до 1970-х годов, пока один из музыкальных критиков не обратился к ней с вопросами о британской пианистке Майре Хесс и не открыл для себя и всего мира ее творчество.

Флоренс Прайс (1887–1953) — начала занятия музыкой с матерью, опубликовала первое сочинение в возрасте 11 лет, в разные годы возглавляла музыкальные факультеты университетов в Атланте и Чикаго, вошла в историю как первая афроамериканка, чью симфонию исполнил в 1933 году крупный симфонический оркестр. В своем творчестве часто обращалась к музыкальному наследию афроамериканцев, в том числе спиричуэлсу и рэгтайму. После смерти ее сочинения оказались почти забыты из-за несоответствия моде. В 2009 году значительная коллекция ее рукописей, в числе которых оказались два скрипичных концерта и симфония, были найдены в заброшенном полуразрушенном доме в штате Иллинойс. Сегодня музыка Флоренс Прайс переживает второе рождение.

Лили Буланже (1893–1918) — первая в истории женщина-композитор, удостоенная престижной в мире академической музыки Большой Римской премии. Автор инструментальной, вокальной, хоровой и духовной музыки, она с детства отличалась слабым здоровьем и умерла в возрасте 24 лет от болезни Крона. Даже будучи на смертном одре, она диктовала сочинения своей старшей сестре Наде, которая около 50 лет считалась одним из лучших преподавателей музыки в мире. Автор инструментальных вокальных и хоровых сочинений, музыки на стихи Мюссе, Метерлинка, Леконт де Лиля и других французских поэтов.

Гражина Бацевич (1909–1969) — одна из немногих польских женщин-композиторов. Училась в Париже у композитора и педагога Нади Буланже и венгерского скрипача Карла Флеша. Во второй половине 1930-х была первой скрипкой варшавского оркестра Польского радио, смогла расширить свои знания в области инструментовки. В период оккупации немцами Варшавы участвовала в подпольных концертах. После случившейся в 1954 году автомобильной аварии занималась исключительно композицией. Является автором четырех симфоний, радиооперы, трех балетов, нескольких концертов и других инструментальных сочинений.

Софья Губайдулина (род.1931) — одна из самых ярких российских композиторов конца ХХ—начала XXI века, автор более ста симфонических произведений, музыки к почти 30 художественным и мультипликационным фильмам, включая «Вертикаль», «Маугли», «Чучело», «Крейцерова соната» и др. В 2019 году была награждена золотой медалью Королевского филармонического общества в Лондоне.

Кайя Саариахо (род.1952) — автор музыки родом из Хельсинки, с 1982 года живущая в Париже. Автор четырех опер, оратории, балета, камерной и симфонической музыки, произведений для хора, электроакустических и смешанных сочинений, а также звуковых инсталляций. Обладательница титула самого часто исполняемого финского автора классической музыки, которую ежемесячный журнал BBC Music Magazine в 2019 году назвал величайшим из ныне живущих композиторов.

Эрролин Уоллен (род. 1958) — композитор из Великобритании, родившаяся в Белизе, на творчество которой оказали влияние произведения Баха, популярная эстрадная музыка, а также спиричуэлс — духовные песнопения афроамериканцев. Является исполнителем поп-музыки собственного сочинения, а также автором 15 опер. В 1998 году Уоллен стала первой темнокожей женщиной-композитором, чье произведение — концерт для ударных с оркестром, написанный специально для перкуссиониста Колина Карри, — было исполнено на фестивале BBC Proms. Одним из наиболее важных ее сочинений является «Mighty River», приуроченное к 200-летию с момента принятия британским парламентом Акта об отмене работорговли.

Чин Ынсук (род.1961) — композитор из Южной Кореи, работающая в Германии. Автор шести концертов, самым необычным из которых является «Šu», написанный для китайского духового музыкального инструмента шэн с оркестром. Наиболее известное сочинение Чин Ынсук — опера «Алиса в стране чудес», которая с успехом шла на мировых сценах. В 2017 году она получила престижную премию Wihuri Sibelius, лауреатами которой в прошлом становились Ян Сибелиус, Дмитрий Шостакович, Игорь Стравинский, Дьёрдь Лигети, Кшиштоф Пендерецкий и другие известные композиторы.

Роксана Пануфник (род.1968) — британский композитор, дочь дирижера Анджея Пануфника. Известна своими вокальными и хоровыми сочинениями, содержащими элементы христианской, мусульманской и еврейской музыки, а также инструментальными произведениями. Всемирную известность ей принесла «Вестминстерская месса» («Westminster Mass»), написанная в 1998 году специально для хора Вестминстерского аббатства по случаю 75-летия кардинала Хьюма. В списке других известных сочинений Роксаны Пануфник — программы «Four World Seasons», написанная специально для скрипачки Тасмин Литтл, и «Songs of Darkness, Dreams of Light», премьера которой состоялась в 2018 году в рамках фестиваля классической музыки BBC Proms.

Автор: источник uDiscoverMusic

Другие Новости