Авторская колонка

Группа Lalalar на Moscow Music Week: введение в музыку Ближнего Востока

Музыкальный обозреватель DEL’ARTE Magazine Александра Копелян побывала на открытии Moscow Music Week и послушала лайв турецкой группы Lalalar, вдохновившей обратить более пристальный взгляд на музыку Ближнего Востока. Специально для журнала она составила плейлист для тех, кто также неравнодушен к ближневосточной музыке и хотел бы ближе с ней познакомиться.

Фестиваль Moscow Music Week традиционно прошел в Москве в начале сентября — первое столь продолжительное музыкальное событие после режима изоляции. Список шоукейсов и исполнителей остается почти одинаковым из года в год, меняются только хедлайнеры — например, в прошлом году можно было послушать австралийцев HTRK и конголезцев Kokoko!

В нынешних ограниченных условиях организаторам все же удалось привезти зарубежных исполнителей: среди них турецкий психоделик-коллектив Lalalar, который стал известен широкой публике во многом благодаря участию в фестивале Le Guess Who? в Нидерландах в прошлом году. Это скорее исключение из правил: турецкая музыкальная сцена живет очень локально и редко выходит за пределы страны.

Lalalar на Moscow Music Week 2020. Фото: Митя Лялин

Из-за ориентальных мелодий и ритмов звучание Lalalar выбивалось из общей канвы фестиваля. Это невероятно удачное сочетание элементов традиционной музыки, харизмы исполнителей и психоделик-эстетики. Мелодии, обычно исполняемые на сазе (струнный инструмент из тутового дерева), переложены на электро- и бас-гитару и приправлены гремучими битами.

Как дань уважения национальному наследию, группа исполнила песню турецкой фолк-легенды и виртуоза игры на сазе Нешета Эрташа — Gönül Dağı.

Из других значимых исполнителей ближневосточного региона нужно отметить Сельду Багджан — турецкую певицу-автора песен и политическую активистку. Пик ее творчества, сочетающего народную музыку с фанком, прогрессивным и психоделическим роком, пришелся на середину 70-х.

Ее дело продолжает Гайе Су Акйол — эдакая стамбульская Bat For Lashes. Дочь знаменитого в Турции художника Музаффера Акйола, у себя в стране она считается одной из самых многообещающих исполнительниц нового поколения, экспериментирующих с сочетанием западной и восточной музыки.

Для записи следующего трека Гайе сотрудничала с музыкальным продюсером Ксавье Томасом (Débruit). Альбом Débruit & Istanbul представляет собой синтетическое и ритмическое путешествие по прошлому и будущему Стамбула. В его записи участвовали многие местные музыканты, в том числе фанк-звезда из 70-х Мустафа Озкент, фьюжн-джаз перкуссионист Окай Темиз и другие.

Если сместить фокус с Турции и рассматривать весь Ближний Восток, то здесь можно встретить еще больше любопытных молодых исполнителей.

Представительница египетского андеграунда Нада Эль Шазли начинала в панк-группе, но постепенно перешла к написанию музыки в секвенсорах, создав в итоге мистический гибрид рока, авангарда и электроники. Вместе с ливийским гитаристом Сэмом Шалаби и каирцем Морисом Локой, группа Шазли теперь возглавляет новую североафриканскую музыкальную сцену.

Певица из Бейрута Ясмин Хамдан начинала в инди-электро-поп группе Soapkills, но в последнее время занялась своим соло проектом, создавая собственную версию арабского попа.

Кстати, Ясмин можно было видеть в фильме Джима Джармуша «Выживут только любовники», где она исполняет песню Hal:

Из более экспериментальной сцены с ближневосточными корнями — иранец Ата Эбтекар, создающий музыку под псевдонимом Sote. Музыкант всячески популяризирует электронную музыку у себя на родине, обучая молодое поколение ее созданию. Он основал лейбл Zabte Sote, цель которого — показать современную авангардную музыку Ирана всему миру.

Результатом работы лейбла стал сборник Girih: Iranian Sound Artists Volumes I — IV, изданный в сотрудничестве с английским лейблом Opal Tapes.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

Автор: Александра Копелян

Другие статьи