m_division о рейве во времена запретов

Gamma Festival от объединения m_division переносится на осень 2021 года. Проекты GAMMA_PRO и GAMMA_Performance уже состоялись. Масштабным 14-часовым музыкальным и аудиовизуальным путешествием перед очередными эпидемиологическими ограничениями стал апрельский фестиваль TAG-NACHT от той же команды. Специально для DEL’ARTE Magazine Диана Корсакова поговорила с сооснователем, продюсером, идеологом и резидентами m_division – Ivan Logos, Bionoid и Grigory Gromovо том, как происходящая ситуация с постоянными запретами повлияла на культуру рейва в России. 

IVAN LOGOS

История Ivan Logos, идеолога m_division и сооснователя фестиваля GAMMA, начинается в Омске, где он вместе со своей командой организовывал масштабные события, связанные с электронной музыкой. 

Первые проекты m_division в Санкт-Петербурге были представлены в 2014 году, а в 2016-м Ivan Logos уже работал над фестивалем GAMMA. Как формулируют организаторы проекта, концепция «фестиваля технологической культуры GAMMA» заключается в синтезе художественных и технологических инноваций, где технология становится главной движущей силой, а культура – основным смыслом и назначением.

Ivan Logos на фестивале TAG-NACHT 2021. Фотография предоставлена фестивалем TAG-NACHT

Пандемия никак не могла повлиять на культуру рейва

«Мое восприятие рейва после всех этих событий не изменилось. Это по-прежнему культура, пропагандирующая свободу в музыке, искусстве, в душе, во взглядах; толерантность; полное принятие нас, таких разных и уникальных; единство и объединение ради высшей цели. Идеальная среда для развития. Пандемия никак не могла повлиять на эту культуру. Да, был период, когда мы задались вопросом: а что же дальше? Ведь теперь, вероятно, люди будут бояться ходить на такие события, обниматься при встрече, танцевать рядом друг с другом. Но уже через два-три месяца стало понятно, что мир кардинально не изменится, а рейв как неотъемлемая часть современной культуры просто должен встать на короткую паузу, которая только обострит чувства, когда нам вновь разрешат собираться вместе

Появилось свободное время для осуществления планов, которые мы долго откладывали. Я наконец-то собрал музыкальную компиляцию нашего лейбла, состоящую из треков, написанных 48 музыкантами со всех уголков планеты, близкими по духу m_division. Основной целью этого сборника стала поддержка и привлечение внимания нашей аудитории к фонду AdVita, который уже 18 лет помогает в России людям с онкозаболеваниями. В тот момент фонд, как и многие другие, нуждался в помощи. Из-за пандемии существенно сократились ежемесячные пожертвования. И пусть наша помощь не самая существенная в масштабах фонда, но уверен, эта инициатива была полезной».

Ivan Logos на фестивале TAG-NACHT 2021. Фотография предоставлена фестивалем TAG-NACHT

Публика стала больше ценить отечественных артистов

«В июле 2020 года, когда всех накрыл первый локдаун, у нас должен был случиться фестиваль GAMMA, но уже к июню стало понятно, что мы не сможем его провести, и перенесли даты на сентябрь. Мы готовили наше первое иммерсивно-музыкальное путешествие Beta – ежегодное препати фестиваля Gamma, которое из-за понятных причин пришлось проводить в новых условиях и собирать публику в онлайне.  Не просто онлайн-трансляцию выступлений диджеев, а хорошо срежиссированное действие на нескольких сценах на заводе Степана Разина: с перформансами, живыми выступлениями аудиовизуальных художников, музыкантов, интересными световыми инсталляциями. Это был интересный опыт: в пике 9-часовой трансляции нас смотрело около 20 тысяч человек, а сейчас этот онлайн-перформанс увидели уже более 100 тысяч человек. 

В то время завод Степана Разина переживал крупнейшую реконструкцию, и мы успели запечатлеть эти моменты на видео. Для нас это было очень важно, так как мы с 2017 года делаем свой фестиваль GAMMA на этом заводе и когда впервые пришли туда, не было даже намека на то, что скоро здесь начнется такая насыщенная жизнь. Мы буквально по частицам восстанавливали вокруг себя идеальную в нашем понимании среду для фестиваля: пространство среди заброшенной, но такой мощной индустриальной архитектуры. Для нас это был своего рода вызов и очередное доказательство того, как правильные инициативы создают импульс.

Первым событием после самых строгих ограничений стал фестиваль GAMMA 5 и 6 сентября 2020 года. И несмотря на то, что впервые в нашей истории это был фестиваль с полностью отечественным лайн-апом, что до пандемии было сложно представить, он прошел очень мощно. А мы с нашей сценой доказали, в первую очередь себе, что и без иностранных хедлайнеров можем создать такой необходимый в непростое время праздник музыки и искусства. И самое интересное, что мы не слышали от наших гостей о том, что кто-то заразился ковидом на фестивале. Хотя у нас очень близкие отношения с нашей публикой, которая не стесняется нам писать любые фидбеки лично или публично.

Конечно, нам было очень тяжело финансово пережить время локдауна, но я увидел и качественные изменения в лучшую сторону. Из-за закрытых границ публика стала больше ценить отечественных артистов. Наша электронная сцена давно показывает хороший уровень, но, конечно, сложно бороться с менталитетом, когда тебе с самого детства все говорят, что все лучшее за границей. Но в условиях закрытых границ публика начинает понимать, что и наши-то ребята очень хороши, а горы на Алтае или леса в Карелии очень красивы и тоже являются уникальными уголками природы – стоило только присмотреться».

Фестиваль TAG-NACHT 2021. Фотография предоставлена фестивалем TAG-NACHT

Эволюция GAMMA

Фестиваль GAMMA каждый год разный, и в этом его суть: он постоянно меняется и развивается, как живой организм. В этом году мы выбрали концепцию «Эволюция», и это связано в первую очередь с этапами трансформации самого завода. Мы представим его новые пространства, которые в этом году откроет GAMMA. На нескольких этажах двух зданий завода расположатся 5 сцен, каждая из которых будет наполнена своей концепцией, форматом, световыми инсталляциями, театральными перформансами и интересным международным лайн-апом, представляющим различные грани огромного музыкального мира. Границы частично открыты, и мы привезем, как и в прошлые годы, много интересных иностранных музыкантов, так что фестиваль точно станет одним из самых мощных с момента основания.

BIONOID

Bionoid больше двадцати лет работает с электронной музыкой. Знакомство началось с группы Depeche Mode еще в школе. Уже позже, услышав более современный вариант электронного звучания, Андрей заинтересовался тем, что музыка может быть не только в формате песни, но и без слов, и при этом заставлять танцевать, вызывать эмоции, переживания, рассказывать свою историю, формируясь прямо в процессе общения с публикой.

Bionoid. Фотография предоставлена спикером

Работаешь сам с собой и погружаешься в эту музыку

«Думаю, локдаун повлиял на рейв. У тех же гастролирующих музыкантов появилось много свободного от гастролей времени. С одной стороны, они остались без заработка от гонораров, а с другой – нашлась возможность глубже уйти в творчество. Появилось много видео-контента, что тоже важно, потому что раньше просто не было времени на то, чтобы сидеть в студии и записывать свой лайв. 

m_division тоже работали с архивами, записью: теперь онлайн можно посмотреть, послушать и сравнить разных музыкантов и авторов. Но это все равно не заменяет реального танцпола, эмоций, атмосферы. Когда играешь вживую, видишь, как люди реагируют, – понимаешь, где можно поддать сильнее, где, наоборот, лиричнее; а тут – видео, которое воспринимается как обычная картинка. Работаешь сам с собой и один погружаешься в эту музыку – без фидбека слушателей

Но думаю, от всего этого периода будет свой выхлоп, потому что многие переосмыслили и свои подходы к музыке, и вообще все. Я выпустил виниловую пластинку, так как освободилось время. Многие пророчили, что мир сильно поменяется. Но оказалось, люди быстро забывают плохое, потому что стремятся развиваться дальше, – так устроен наш мозг».

Люди стали относиться к рейву не как к андеграунду

«Я бы не сказал, что именно ситуация с пандемией перевернула рейв-культуру. Основной момент, на мой взгляд, в другом: раньше в России рейв-вечеринки находились совсем в андеграунде. Это не было мейнстримом, просто так туда попасть было невозможно – не было социальных сетей, телефонов, и вся информация передавалась от одного человека к другому, существовало такое явление, как флаеры. Все в этой тусовке были в реальном андеграунде. Рейв-культура воспринималась как что-то близкое к маргинальности, что-то на грани. Это было где-то до начала 2000-х. Позже все уже ушло в мейнстрим. Рейв стал очень большой тусовкой. А электронная музыка проникла везде. Все стало доступнее – это сильно повлияло. Люди стали относиться к рейву не как к андеграунду и чему-то сакральному, а как к настоящему серьезному интертейменту. Если 15-20 лет назад после слов о том, что ходишь в клубы, слушаешь техно, люди сразу думали: Вот наркоман!”, то сейчас думают: Вот, интересно!”. Даже стереотипы поменялись».

Не просто потусоваться на какой-то рейв

«m_division и фестиваль GAMMA – это не просто набор музыки. Это объединение художников, работающих со звуком, видео, современными медиа. Это и привлекает людей, как мне кажется, потому что ты не просто идешь потусоваться на какой-то рейв».

GRIGORY GROMOV

Grigory Gromov позиционирует себя как аудиовизуальный художник. Первый импульс на создание электронной музыки произошел в 2006 году на рейве в Санкт-Петербурге во дворце спорта «Юбилейный». Григорий попал на рейв в 20 тысяч человек и в какой-то момент оказался под сильным впечатлением того, что тысячи людей были объединены и поглощены процессом восприятия звука. Работа с визуальной частью появилась гораздо позже. Сейчас автор переходит на новый этап – к созданию алгоритмического звука и визуала.

Grigory Gromov. Фотография предоставлена спикером

Грубо говоря, я нахожусь на рейве

«Я с самого начала довольно протестно относился ко всей этой истории с запретами. Грубо говоря, я нахожусь на рейве. В контексте рейва звук – это то, что ты можешь не только услышать, но и почувствовать всем телом. Восприятие аудиовизуального концерта – это отдельная история, потому что помимо звука на него влияет еще и площадь проекционного экрана. Это очень важные аспекты и элементы восприятия, и отказываться от них только из-за того, что происходит что-то очень странное, – я протестую против этого.

Команда m_division во время локдауна в 2020 году делала проект со стримами в пространстве завода Степана Разина, и я тоже в нем участвовал. Там было все круто организовано, но выступать на весь завод без звука – это очень странно, как будто к пустоте обращаешься, а все общение сведено к чату в YouTube. И это, конечно, грустно, потому что все ключевое для рейва отсутствует.

Мне очень нравится, когда люди подходят после выступления и стараются словами выразить то, что они увидели и услышали. Это очень интересно слышать, потому что информация на рейве абстрактная, и каждый ее интерпретирует по-своему. В каком-то смысле мы воздействуем на человеческое сознание, на мозг, в котором в процессе восприятия аудиовизуального сообщения образуются новые нейронные связи, и это вдохновляет – живой фидбэк. Мы ведь все равно это делаем не для себя. Для себя тоже, но в первую очередь для тех, кто живет сейчас, и кто ещё только будет жить. Как сообщение в будущее. Так что теперь у нас есть такой хороший плацдарм для понимания того, что такое рейв, его отсутствие или его цифровое присутствие. Это была очень показательная ситуация, на примере которой можно понять, что на самом деле важно в рейве».

Рейв рейву рознь

«Важно отметить, что рейв рейву рознь. Все это скорее форма общения, которая естественным образом меняется со временем, и не только из-за пандемии и локдауна. Мне кажется, ключевое в рейве остается неизменным – элемент протеста. Наверное, сейчас это имеет уже более глобальные масштабы. В духе Технопротеста в Грузии в мае 2018 перед зданием парламента. Музыка и сам рейв были формой выражения общественного мнения. И я считаю, что рейв и сейчас так работает. Это скорее форма погружения, общения, взаимодействия людей. Артисты общаются с публикой через музыку, публика – с артистами через танец, и это видно. Некоторые выглядят на рейве совсем не так, как в обычной жизни, и это тоже часть их высказывания. Я думаю, рейв – это определенно пограничное состояние для всех, кто находится на нем из-за пронизывающего тело звука и той атмосферы, которой он обладает. Человек переживает этот опыт и проходит через некоторое переосмысление. Еще я думаю, что рейв – своего рода путь, который ты проходишь от чего-то к чему-то, некая транзитная зона. В моем случае – к более осознанному искусству. Преодолевая рейв, ты получаешь что-то для себя в зависимости от своего запроса. Какой запрос ты сформулируешь перед тем, как прийти на рейв, такой ответ и получишь».

Фестиваль TAG-NACHT 2021. Фотография предоставлена фестивалем TAG-NACHT

Ключевое – это расширение восприятия

«Если о том, как устроен проект m_division: мне кажется, все люди, которые занимаются музыкой, творчеством пытаются влиять на мир. Каждый по-своему. Команда m_division рассказывает свою историю и по-своему влияет на мир. Как именно – сложный вопрос. В любом случае, ключевое – это расширение восприятия звука, цвета, формы, вообще реальности».

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты