Мария Чёрная: «Я адаптируюсь к любой акустике»

30 марта в Доме творчества подмосковного Переделкина состоится концерт пианистки Марии Чёрной. Она будет исполнять самую полную на сегодняшний момент версию «Русских тупиков» Настасьи Хрущёвой. До этого 16 марта Марию можно будет послушать в Петербурге в галерее Arts Square на Итальянской улице в компании композитора Владимира Мартынова: в программе Infinity в её исполнении прозвучат избранные сочинения Филипа Гласса. Специально для DEL’ARTE Magazine Екатерина Беляева взяла интервью у Марии Чёрной после необычного концерта в Планетарии №1 и поговорила с пианисткой о её авторских концертных программах, музыкальных предпочтениях, фаворитах в мире музыки и планах на будущее.

 

Мария, в интернете можно найти много сведений о вас: и информацию о предстоящих концертах, и свежие записи, — но не хватает ясности в биографии. Расскажите подробнее о своей учёбе. Когда вы выпустились и у кого учились?

Я родилась в Санкт-Петербурге. Подготовительный курс фортепиано проходила в музыкальном училище имени М. П. Мусоргского, когда ещё ходила в детский сад. Далее я окончила музыкальную школу имени С. С. Ляховицкой, музыкальное училище имени Н. А. Римского-Корсакова и Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. Я выпустилась из консерватории летом 2023 года. Моим педагогом по фортепиано последние девять лет обучения был петербургский пианист Олег Геннадьевич Вайнштейн. До этого я училась в музыкальной школе в классе известного педагога Веры Александровны Овчаровой. Хочу отметить моего педагога по сольфеджио в музыкальной школе имени С. С. Ляховицкой — Марину Владимировну Цилевич, которая невероятно профессионально занималась развитием слуха и преподавала сольфеджио на высоком уровне, так что сольфеджио для меня было отнюдь не второстепенным предметом, как часто бывает.

 

Вы только что отыграли программу в планетарии. Там, наверное, сложная акустика? В каком зале проводятся концерты?

Зал в Планетарии №1 представляет собой большое пространство на 500 мест под большим куполом, в котором расставлены пуфики. Это пространство лучше приспособлено для выступлений камерных ансамблей или коллективов. Я специально уточняла у организаторов, как часто у них бывают сольные концерты, подобные моему, и мне ответили, что такие выступления у них впервые. Я выступала и прежде в планетарии (речь о Планетарии №1 в Санкт-Петербурге, расположенном на Обводном канале — Е. Б.) в составе квинтета, а также ещё играла дуэтом. В основном у них исполняют популярные программы. Я у них тоже играю современные пьесы, саундтреки и иногда классику. Акустика в зале специфическая, она вряд ли подойдёт для классического слушателя, так как звук двоится, есть эхо. Даже если вы говорите что-то, ваше слово тут же повторяется. Но я привыкла сразу, и меня ничего не смущало. Я играю на любых площадках с любой акустикой. Когда мы играли с музыкантами квинтет Гласса, у коллег возникла проблема: они себя не слышали, из-за того что звук не так себя ведёт. Им потребовалась специальная аппаратура, наушники, а я смогла себя слышать без всяких дополнительных приборов. С точки зрения профессионализма это, конечно, не концертная площадка в чистом виде, но я считаю, что туда тоже приходит публика и ей нужно представлять программы. Та публика, которая приходит в планетарий, вряд ли дойдёт до филармонии.

 

Недавно вы отыграли сольный концерт в Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д. Д. Шостаковича. У вас получился очень необычный микст из музыки раннего барокко и произведений композиторов позднего XX и XXI веков. Вы сами сформировали программу или это был заказ? 

Полностью сама. В одном отделении я играла граунды (пьеса с повторяющейся мелодической фигурой в басу — Е. Б.) Генри Пёрселла, этюды Филипа Гласса и его же сонату «Трилогия», а во втором отделении — «Русские тупики» Настасьи Хрущёвой в последней наиболее полной версии. 

 

На какую публику вы рассчитывали, создавая столь необычную программу?

Публика пришла самая разная, много молодёжи, филармоническая публика также присутствовала, мои подписчики из соцсетей были в полном составе. Я получила много откликов: людям очень понравилось то, как собрана программа.

 

Прослеживается ли какая-то связь между выбранными для концерта произведениями?

Наверное, объединяющим элементом являются многократно повторяющиеся паттерны. Формально это работает в музыке Гласса, но определённая схожесть с граундами Пёрселла и «Русскими тупиками» Хрущёвой имеется. В этом контексте Пёрселл звучит очень современно, я даже намеренно не делала паузу между граундами и этюдами Гласса. И мне кажется, что переход получился очень естественным.

Мария Чёрная играет Этюд №6 Ф. Гласса. Январь 2024

К этим опусам примыкают и «Русские тупики», в которые заложены типичные русские архетипы. Это бесконечные паттерны, которые играешь по кругу как заколдованный, не имея возможности выйти из этого повторения. Тема разного «дления» во времени объединяет сочинения, которые я играла.

 

Сколько времени длится ваш идеальный сольный концерт? За какое время музыкант раскрывается? Час, полтора, два часа?

Это зависит от программы, площадки, аудитории. Мне совершенно неважно, сколько по времени я играю. Если речь о современной музыке, я могу «переиграть». Она написана иначе, чем академическая классическая музыка. Автор часто не указывает темп, в котором нужно играть, или, например, я могу один паттерн сыграть шесть раз или шестнадцать раз — тогда исполнение займёт больше времени. 

 

Насколько я понимаю, «Русские тупики» уже очень разрослись во времени. Вы записали их на лейбле FANCYMUSIC в 2020 году в очень компактном варианте — 36 композиций играются 22 минуты! В январе в филармонии вы играли все имеющиеся пять частей. Сколько времени длилась пьеса?

Я играла чуть больше часа, но в данном случае я не «переигрывала». Если бы я углубилась, исполнение могло бы длиться и два, и три часа. Я уже говорила, что это произведение заколдовывает руки. Так как четвёртая и пятая часть «тупиков» звучала впервые, я для первых частей сделала сокращения.

 

 

Какие интересные площадки вы для себя открыли за последнее время и с какими программами на них «зашли»?

У меня был очень интересный проект с «Книгой звуков» Ханса Отте. Мне кажется, я была единственная, кто играет его в России. Я не могла найти в интернете других записей, да и в Европе тоже мало кто его исполняет. А произведение весьма значимое — забытый шедевр немецкого минимализма. Российская премьера состоялась в Black Box в Культурном центре «ЗИЛ» в 2021 году. Я периодически играю «Книгу звуков», как и квинтет Гласса (тоже редко исполняемое у нас сочинение, хотя его музыка у нас всё же звучит). Я помню этот незабываемый процесс покупки нот произведения нашего современника, которое было написано всего несколько лет назад (Секстет Филипа Гласса «Благовещение» написан в 2018 году — Е. Б. ). Я считаю, что концерты Гласса должны исполняться чаще, пусть не так активно, как первый концерт Чайковского. Не каждой площадке можно предложить программу с музыкой Гласса, и кому-то привычнее будет Рахманинов, но я буду продолжать искать локации, где люди хотят слушать Гласса и других минималистов.

Ещё из важного для меня: осенью я участвовала в проекте Московской консерватории «Русская фортепианная школа». Я играла классические хиты: этюд-картину Рахманинова №1, Ноктюрн до-диез минор и Полонез №6 («Героический») Шопена, который я обожаю, так как его много играла Марта Аргерих, моя любимая пианистка.

Мария Чёрная играет Полонез №6 Шопена («Героический»). Октябрь 2023 

Марта Аргерих играет Полонез №6 Шопена («Героический»). 1965

Вам удалось лично познакомиться с Мартой Аргерих? Что вас вдохновляет в её игре?

Пока нет, но я досконально знаю все её записи и уже могу разобраться, какого года данная запись, потому что у Марты нет ни одного одинакового исполнения. Тот же Третий фортепианный концерт Прокофьева она много раз исполняла и до сих пор часто играет, несмотря на солидный возраст. Мне очень нравится её естественность без какой-то манерности. Во всех своих интервью Марта говорит, что она мало занималась в молодости. Это, конечно, не так, всегда имеет место момент труда, но в её случае речь о божьей одарённости. Всегда можно почувствовать, что в человеке от бога, а что от затраченных усилий. У Марты получается играть естественно, как пить кофе и говорить по телефону. У неё нет гримас, которые бы показывали, как трудно исполнять ту или иную вещь. Подобной естественности я не видела больше ни у кого. Есть легендарные личности, виртуозы, которые играют очень быстро, демонстрируют скорость. Они делают то, что в принципе можно «сделать», а в манере Марты есть то, что «сделать» нельзя.

 

У вас есть своё определение качественной игры?

Мне кажется, качество игры — это предмет моды. Раньше, допустим, могли играть очень вдохновенно, а на ошибки не обращалось такого внимания. Сейчас, скажем, в моду вошло чистое исполнение без ошибок, а сыграно может быть немузыкально. Я считаю, должна быть какая-то грань, отделяющая чистоту сделанную и чистоту естественную — пусть и с ошибками, как у Марты. У неё мне важно присутствие того, что нельзя объяснить. Музыкант интересен, если он может что-то дать музыке. Это звучит глупо, но жизнь человека, который много занимается музыкой, должна быть интересной. Исполнение часто зависит от того, насколько насыщенной является жизнь музыканта, насколько богат его жизненный опыт, опыт осмысления того, что происходит с миллионами людей на планете. У Марты я просто вижу по глазам, что она передаёт в музыке то, что пережила.

 

Промелькнуло слово «мода». Если я не ошибаюсь, вы являетесь адептом высокой моды. На вас всегда необычные платья, экстравагантные туфли с толстыми каблуками. Как к этому относятся в академической среде?

На концерты я надеваю туфли на высоком квадратном каблуке, так как со шпилек я попросту падаю. Мне импонирует образ китайской пианистки Ван Юйцзя, у которой красивая миниатюрная спортивная фигура. Если она безупречно играет, пусть она показывает своё прекрасное женское тело. В академической среде очень приняты длинные «монашеские» платья, которые отлично скрывают недостатки, но если у тебя красивая фигура, я считаю, надо добавить к исполнению красоты. Поразительно, что к Ван Юйцзя продолжают придираться до сих пор, хотя масса куда менее талантливых пианисток выступают в аналогичных платьях — и никому нет до них дела. Здесь всё дело в зависти и к её таланту и к её потрясающей форме.

 

Как вы сейчас решаете проблему зарубежных гастролей? Или они не входят в ваши планы?

Пока не открывала для себя зарубежные концерты. Мне сейчас интересно гастролировать по России: я всегда хотела ездить по нашей стране с концертами, чтобы одновременно и изучать Россию, и заниматься работой. Уезжать в другую страну для жилья и работы мне никогда не хотелось. Я к такому не стремилась. Мне было бы интересно отправиться в турне по Азии, съездить в Южную Корею — но это тоже больше планы на будущее. Пока мне хочется ездить с разными новыми программами по разным городам России, чтобы как можно больше людей могли услышать музыку.

 

График выступлений Марии Чёрной можно найти на её страничке в ВК

Другие Новости

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты