С 20 по 23 октября в Париже состоялся первый выпуск Paris+, новой французской ярмарки современного искусства, пришедшей на смену просуществовавшей около полувека FIAC (Foire Internationale d’Art Contemporain). Организатором выступила швейцарская группа Art Basel, которая проводит одноименные арт-ярмарки в Базеле (с 1970 года), Майами (с 1993-го) и Гонконге (с 2013-го).
Paris+ par Art Basel прошла в те же даты, в том же месте и по тому же сценарию, что и FIAC. Главной локацией стало здание Гран-Пале-Эфемер, построенное к Олимпийским играм 2024 года на площади Жоффра на Марсовом поле и выполняющее функции закрытого на реконструкцию Гран-Пале.
Участие в ярмарке приняли 156 галерей из 30 стран и территорий, Франция была представлена 61 выставочным пространством. Дебютный выпуск Paris+ посетили ведущие частные коллекционеры Европы, США, Латинской Америки, Ближнего Востока, Азии и Африки, а также директора и кураторы порядка 140 мировых музеев и фондов.
Дилеры, представившие стенды непосредственно в самом Гран-Пале-Эфемер, а также местные галеристы отчитались о высоких результатах продаж во всех секторах рынка.
Самой дорогой работой (€6,5 млн), зарезервированной для одного из музеев в первые же часы работы ярмарки, стал представленный парижской галереей Skarstedt автопортрет Мартина Киппенбергера (1992), на котором художник изобразил себя в красно-черных шортах вверх ногами. Галерея David Zwirner продала за $4,5 млн картину Border (1989) Джоан Митчелл, работающей в жанре абстрактного экспрессионизма; $3 млн галерея выручила за безымянное полотно (1963) минималиста Роберта Римана; еще $1,3 млн – за Bouhouche (2007) Люка Тюйманса. Hauser & Wirth отчиталась о продаже около десятка работ, среди них The Dream (2022) Джорджа Кондо за $2,65 млн, Sanctuary (2022) Рашида Джонсона за $1 млн и Free Fall (2022) Эйвери Сингер за $800 тыс. Парижский галерист Камель Меннур отчитался о продаже двух работ скульптора Альберто Джакометти: Composition (1927-1928) за €2,75 млн и Figurine (1953-1954) за €1,45 млн. За $1,3 млн нашла покупателя похожая на полупрозрачную шайбу скульптура I was His Most Virtuous Highness’s pillow bearer for 26 years… (2013-2017) Рони Хорн, представленная брюссельской галереей Xavier Hufkens.
Организаторы также подготовили специальную программу, которая проходит параллельно арт-ярмарке в других локациях французской столицы. Так, в саду Тюильри куратор Аннабель Тенез представила организованную совместно с Лувром выставку под названием La Suite de l’Histoire. До 13 ноября на Вандомской площади можно увидеть Au cours des Mondes (2022) – самую масштабную на сегодняшний день инсталляцию немецко-польской художницы Алисии Кваде.
Paris+ par Art Basel признана успешно состоявшейся: на фоне вызванной брекзитом неопределенности на лондонском арт-рынке и привлечении новой публики из Америки и Азии, о Париже заговорили не иначе как о новой столице современного искусства. Группа Art Basel заключила с парижскими властями договор на проведение арт-ярмарки сроком на 7 лет. В 2024 году мероприятие примет отреставрированное здание Гран-Пале.
Источник: Art Basel, The Art Newspaper, Forbes
Подписывайтесь на наш Telegram-канал