Борьба за «Поцелуй» Бранкузи на кладбище Монпарнас продолжается

Работа румынского скульптора Константина Бранкузи «Поцелуй» (Baiser), более ста лет являвшаяся достопримечательностью парижского кладбища Монпарнас, лишена статуса памятника архитектуры и культуры. Наследники русской эмигрантки Татьяны Рашевской, на могиле которой установлена скульптура, более 10 лет судятся за право заполучить и продать ее.

23-летняя русская студентка Института Пастера Татьяна Рашевская безответно влюбилась в врача румынского происхождения Соломона Марбе и в 1910 году покончила жизнь самоубийством. После ее похорон Марбе посоветовал родителям девушки в качестве автора надгробия своего соотечественника Константина Бранкузи. Растроганный драмой малоизвестный во Франции скульптор предложил свою недавно законченную абстрактную статую, изображающую двух влюбленных. Родителям девушки она не понравилась, впоследствии они собирались заменить ее на более традиционный памятник.

Константин Бранкузи воспроизводил работу несколько раз с 1907 года. Монпарнасский «Поцелуй» — его вторая версия и единственная, изображающая тела целующихся в полный рост.

Почти век скульптура не привлекала особого внимания, хотя входила во все путеводители по Монпарнасу. В 2005 году другая работа Бранкузи, «Птица в пространстве», была продана на нью-йоркских торгах Christie’s за $27 млн. и стала самой дорогой скульптурой, когда-либо выставлявшейся на публичный аукцион. В том же году арт-дилер Гийом Дюамель начал поиск наследников Татьяны Рашевской, по итогам которых шесть человек из Украины заявили о правах на статую. Наследники Рашевских переписали на свое имя участок на кладбище и заявили о своем желании демонтировать статую и выставить ее на продажу. В подтверждение своих прав они предъявили документы о приобретении «Поцелуя» у автора за 200 франков. Власти Парижа добились для статуи статуса национального достояния, а наследники в ответ обнесли ее деревянной опалубкой. В 2010 году город объявил памятник «единым ансамблем», что запрещает отделять «Поцелуй» от постамента. Теперь наследники добились отмены этого решения — они настаивают на том, что скульптура была создана за два года до установки, поэтому не может считаться единым целым с надгробием. Скульптуру Бранкузи, за которую ведется борьба, специалисты оценивают в €40-50 млн.

Константин Бранкузи (1876–1957) — французский скульптор румынского происхождения, один из основоположников стиля абстрактной скульптуры. Его называют одним из самых важных скульпторов ХХ века — он первым отказался от фигуративной скульптуры в пользу минималистичных символичных работ, в которых большее внимание уделял сущности предметов и объектов, а не их внешнему виду; не создавал предварительных моделей, а сразу работал с основным материалом, черпая вдохновения с его фактуре, цвете, форме.

По легенде, в юности он пешком пришел сначала в Мюнхен, а уже оттуда — в Париж, где поучился у Антонина Мерсье и в течение месяца работал одним из 50 помощников Огюста Родена. Скульптор хотел найти собственный путь и ушел от обоих мастеров. Крылатой стала его фраза: «Ничто не может вырасти в тени большого дерева».

Бранкузи дружил с Модильяни, Леже, Дюшаном, Анри Руссо, но не входил ни в одно художественное объединение.

В конце жизни скульптор завещал Франции свою студию вместе с работами, инструментами, фотографиями и архивами с условием сохранить все в том же виде. В 1999 году Центр Помпиду реконструировал ее и открыл для зрителей.

Самыми известными работами Бранкузи являются «Спящая муза», «Птица в пространстве», «Стол молчания», «Муза», «Поцелуй», «Портрет мадам Л.Р.», «Принцесса», «Данаида».

Впервые созданную из бронзы в 1910 году скульптуру «Муза» Бранкузи тоже повторял несколько раз. Одна из ее версий, с 1958 года принадлежавшая французскому коллекционеру Жаку Ульману, в 2017 году была продана на аукционе Сhristie’s за $57 млн.

19 февраля в Румынии объявлен национальным днем Бранкузи. Сегодня в нескольких румынских городах организованы специальные мероприятия по случаю 145-летия со дня рождения скульптора.

Источник: ArtNews