Борьба за украденное нацистами полотно Писсарро продолжается по обе стороны Атлантики

Попытка Леоны Нойер-Майер вернуть картину Камиля Писсарро «Пастушка, созывающая овец» (La Bergère Rentrant des Moutons) может обернуться скандалом между Францией и США. Из-за различия в судебных системах двух страх возник прецедент, который поставил под угрозу действие законов о реституции, согласно которым все похищенные нацистами во время Второй мировой войны предметы искусства должны быть возвращены законным владельцам или их наследникам. 10 мая суд во Франции вынес решение не в пользу дочери владельцев полотна, а встал на сторону музея университета штата Оклахома, куда картина в итоге попала.

Французский импрессионист Камиль Писсарро (1830–1903) часто писал пейзажи и сцены из сельской жизни. «Пастушку, созывающую овец» он написал в 1886 году. После смерти художника владельцем картины стал сооснователь парижского универмага Galeries Lafayette, предприниматель еврейского происхождения Теофиль Бадер. В 1940-м «Пастушка» перешла по наследству его дочери Ивонне Майер. В самом начале Второй мировой войны семья Ивонны была вынуждена бежать из Парижа, поместив в банковское хранилище принадлежавшие им работы Писсарро, Пикассо, Ренуара, Боннара и других художников. Вместе с другими сотнями тысяч произведений искусства картина была похищена нацистами.

Рауль Майер, супруг Ивонны, обнаружил картину в Швейцарии в 1951 году и пытался вернуть ее, но суд Базеля отклонил этот иск.

В следующий раз «Пастушка» была представлена публике в Нью-Йорке в 1957 году. В том же году ее приобрели супруги Вайценхофферы, нефтепромышленники и коллекционеры из Оклахомы.

В 2000 году 22 картины из их коллекции были переданы в дар музею искусства при университете штата Оклахома. Среди них оказались работы Эдгара Дега, Клода Моне, Поля Гогена, Камиля Писсарро и других импрессионистов.

С 2013 года Леона Нойер-Майер, приемная дочь Ивонны и Рауля Майеров, судится с музеем. Занимающая девятое место в списке самых богатых женщин Франции наследница владельцев даже была готова купить картину, но музей отказался ее продавать.

В 2016 году стороны подписали соглашение о совместном владении «Пастушкой». В соответствии с ним картина должна была поочередно выставляться в течение трёх лет в музее искусств при университете штата Оклахома и французских галереях на усмотрение Леоны Нойер-Майер.

Затем выяснилось, что адвокат наследницы считает, что его клиентка подписала соглашение под давлением, исходя из опасений, что после ее смерти полотно не вернется во Францию. Особенно его беспокоил пункт о том, что если Леона Нойер-Майер при жизни не передаст «Пастушку» взаимно согласованной культурной институции во Франции, то картина попадет в американскую программу экспозиции произведений искусства в посольствах США по всему миру.

С 2017 года картина находилась в парижском музее Орсе и должна была вернуться в Америку летом 2020-го, но не была отправлена.

Леона Нойер-Майер подала иск во французский суд с требованием признать ее единоличной владелицей картины согласно французскому закону о реституции 1945 года. Музей в свою очередь подал иск в суд штата Оклахома, тот вынес решение раньше, обязав француженку выплачивать $2,5 тыс. за каждый день, что картина находится во Франции сверх оговоренного соглашением срока.

10 мая суд во Франции отклонил иск Нойер-Майер и постановил, что картина должна вернуться в США до 10 июля 2021 года.

Окончательное решение французского суда должно быть вынесено не позднее 2 июня 2021 года.

Источник: The New York Times

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты