Череп из коллекции замка Пильниц оказался работой Бернини

В мраморном черепе, веками хранившемся в немецком замке Пильниц, опознали работу Джан Лоренцо Бернини (1598–1680), итальянского архитектора и основоположника стиля барокко в скульптуре.

Реалистичный череп в натуральную величину из каррарского мрамора около трехсот лет выставлялся в бывшей загородной резиденции саксонских монархов, пока куратор Клаудия Крыза-Герш не отобрала его в качестве экспоната для выставки Караваджо.

Предмет входил в коллекцию из 164 античных скульптур и 4 произведений XVII века, которую Август Сильный, курфюрст Саксонии (с 1694 года), король польский и великий князь литовский, приобрел в 1728 году у представителей рода сиенских банкиров Киджи.

Долгое время он оставался практически незамеченным — кураторы экспозиции дворца Пильниц уделяли большее внимание более поздним произведениям искусства.

Череп доставили в реставрационную мастерскую Государственных художественных собраний Дрездена. Реставраторы заинтересовались личностью автора неатрибутированного произведения искусства. Было известно об итальянском происхождении черепа, поэтому кто-то в шутку предположил, что его создателем мог быть Бернини.

Крыза-Герш занялась тщательным изучением замковых архивов и описей. В переписке с торговцем искусством Раймоном Ле Платом ей удалось найти упоминание о «знаменитой мертвой голове» и имя автора — Джан Лоренцо Бернини.

Дальнейшие исследования позволили подтвердить версию об авторстве Бернини и выяснить, что подобную работу великий скульптор создал для папы римского Александра VII.

В 1655 году, всего через несколько дней после восхождения на папский престол, Александр VII, в миру Фабио Киджи, поручил Бернини изготовить саркофаг и череп, которые должны были напоминать ему о неизбежности смерти. Саркофаг хранился в спальне понтифика, череп — на письменном столе.

До 5 сентября 2021 года мраморный череп работы Джан Лоренцо Бернини можно увидеть на выставке «Бернини, папа и смерть» в Дрезденской картинной галерее старых мастеров. Рядом с ним экспонируется портрет Александра VII, положившего руку на череп, из художественной коллекции Мальтийского ордена, написанный Гвидо Убальдо Аббатини, одним из учеников Бернини.

Источник: Artnet

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты