29 октября суд Амстердама начал рассмотрение иска наследников коллекционера Эммануила Левенштейна о возвращении им работы Василия Кандинского «Картина с домами» (1909). Адвокаты, выступающие от имени членов семьи Левенштейн, заявили о предвзятости членов Комитета по реституции Нидерландов. По их мнению, решение в пользу Городского музея Амстердама Стеделийк принято из-за того, что четверо из семи членов Комитета являются членами бизнес-клуба музея или работают в организации, спонсирующей его. Юристы, представляющие интересы музея Стеделийк и города Амстердам, подобные обвинения отрицают. Ожидается, что решение суда будет принято 16 декабря.
Это далеко не первое судебное разбирательство, связанное с этой картиной Кандинского — в 2013 и 2018 годах Левенштейны уже обращались в суд по вопросу прав музея Стеделийк на обладание «Картины с домами», которая сегодня оценивается в € 20 млн. Тогда решение было принято в пользу музея.
Напомним, что Эммануил Левенштейн был владельцем фабрики по производству швейных машин в Амстердаме. Успешность предприятия позволила ему собрать обширную коллекцию работ Рембрандта, Кандинского, Ван Гога и других мастеров. Картина Кандинского была приобретена в 1920 году. По данным Комитета реституции, в 1940 году музей Стеделийк приобрел на аукционе «Картину с домами» за 160 гульденов. Адвокат наследников Левенштейна делает акцент на сумме сделки, которая даже по тем временам было смехотворной, — картина стоила 2000-3000 гульденов. Представители нидерландского Комитета по реституции считают иначе: по их мнению, работу Кандинского продали добровольно из-за «ухудшившегося на фоне войны финансового положения». Более того, нет никаких подтверждений, что после освобождения от немецкой оккупации наследники Левенштейна обращались в музей с заявлением о возвращении картины, следовательно, они знали, что организация приобрела «Картину с домами» на честных открытых торгах.
Адвокаты Левенштейнов, в свою очередь, считают, что это противоречит принципам Гаагской конвенции о защите культурных ценностей, принятой в 1954 году — в 1940 году продажа имущества евреями, находившимися на оккупированной нацистами территории, никак не могла быть добровольной.
Еще один аргумент, который приводит комиссия, — что у наследников Левенштейна нет никакой эмоциональной привязанности к картине.
Музеи Нидерландов в последние 20 лет участвуют в национальном исследовательском проекте, посвященном произведениям искусства, которые были приобретены начиная с 1933 года при подозрительных обстоятельствах и могут считаться награбленным, проданными под принуждением или конфискованными до или во время Второй мировой войны.
Наследники Левенштейна судятся и за другую работу Кандинского — «Красочная жизнь» (1907), также проданную на аукционе в октябре 1940 года. Она находится в Мюнхене в здании банка Bayerische Landesbank. Это дело рассматривает комиссия Лимбах, которая занимается вопросами реституции в Германии.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал