Дюрер отомстил покровителю, поместив автопортрет в центре «Алтаря Геллера»

Альбрехт Дюрер (1471–1528) отомстил франкфуртскому купцу Якобу Геллеру, с которым не смог мирно урегулировать вопрос размера гонорара за создание «Алтарь Вознесения Марии», также известного как «Алтарь Геллера». Немецкий живописец и гравёр поместил небольшой автопортрет в той части центральной панели триптиха, где он гарантированно привлечёт внимание любого зрителя.

К такому выводу пришла Улинка Рублэк, профессор европейской истории периода раннего Нового времени Кембриджского университета.

© Historisches Museum Frankfurt am Main

Гнев Альбрехта Дюрера на Геллера отражён в девяти письмах, написанных в 1508-1599 годах. Изначально художник согласился писать сцену коронования Девы Марии Царицей Небесной после её Вознесения за гонорар в 130 флоринов, но в процессе понял, что только пигменты стоят больше 100 флоринов. В другом письме Дюрер утверждал, что стоимость работ гораздо больше полученных им 230 флоринов. Свое недовольство он выразил фразой: «Я теряю время и деньги из-за вашей неблагодарности». Дюреру пришлось буквально выпрашивать у заказчика достойную, по его мнению, плату за панели. Несмотря на то, что донаторы были очень важными фигурами в мире искусства эпохи Возрождения, Дюрер нашёл способ отомстить ему. Чуть левее изображения Девы Марии и апостолов он поместил почти в самом центре панели собственное изображение. Более того, себя доведённый до крайнего раздражения художник изобразил с табличкой, на которой указал информацию о мастерской, в которой работал. Авторы нередко наделяли собственной внешностью одного из второстепенных персонажей сюжета, но  никогда не делали этого так нагло. Конфликт был таким эмоциональным, что Дюрер поклялся больше не браться за сложные алтарные образы, а выполнять более коммерчески выгодные заказы. Художник умер в 1628-м, написав ещё лишь одну работу для храма. 

В 1614 году центральную часть алтаря приобрёл герцог Максимилиан Баварский.   Примерно век спустя, в 1729 м, «Алтарь Геллера» был утрачен во время пожара. Часть его сохранилась лишь в виде копии, выполненной художник Хабстом Харрихом по заказу герцога. Работа входит в собрание франкфуртского Исторического музея.

 

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты