Фрески Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари» не существовало

Фреска «Битва при Ангиари», «потерянный шедевр» работы Леонардо да Винчи, поисками которого ученые занимались несколько десятилетий, не может быть найдена, так как ее никогда не существовало. 

На конференции, которая состоялась в галерее Уффици, искусствоведы Роберта Барсанти, Джанлука Белли, Эмануэлла Ферретти и Сесилия Фрозинини представили исследование, свидетельствующее о невозможности существования фрески работы Леонардо в флорентийском Палаццо Веккьо. К такому же выводу пришла и другой искусствовед — сотрудница Университета Виржини Франческа Фиорани. Фиорани и ее коллеги считают, что опровергли теорию искусствоведа Маурицио Серачини, который в 2012 году объявил о прорыве в поиске «Битвы при Ангиари» — его команда просверлила шесть отверстий в фреске Джорджо Вазари и обнаружила полость со следами черного пигмента, похожего на тот, который да Винчи использовал при создании «Джоконды». Образцы, извлеченные Серачини, были утрачены, но последующие исследования показали, что это были широко распространенные в XVI веке материалы. В новых исследованиях есть сведения о том, что Леонардо получил заказ на изготовление масштабной фрески в 1503 году, но техника, с помощью которой была подготовлена под роспись стена Палаццо Веккьо, сделала ее непригодной для использования — краска на ней попросту не держалась. Поэтому «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи могла существовать только в виде рисунка на картоне, копии которого сохранились до наших дней. 

Фреска «Битва при Ангиари», посвященная сражению между флорентийцами и миланским войсками 1440 года, должна была стать самым масштабным произведением Леонардо да Винчи — 6,6×17,4 метра, в три раза больше «Тайной вечери». На противоположной стене палаццо должна была располагаться фреска Микеланджело «Битва при Кашине», которая также существует только в виде картона к росписи. Полвека спустя семья Медичи поручила реконструкцию «Зала 500» Палаццо Веккьо Джорджо Вазари, который создал на той стене фреску, посвященную другому сражению, — «Битва при Марчиано». В 1970-х годах Серачини предположил, что Вазари мог сохранить работу Леонардо, построив перед ней новую стену. С тех пор он несколько раз обращался к правительству Флоренции с предложением удалить фреску Вазари, но многие ученые относились к результатам его исследований и предложениям крайне скептически.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал

На нашем сайте мы используем Cookies, чтобы быть доступнее из любой точки планеты