Фреска «Битва при Ангиари», «потерянный шедевр» работы Леонардо да Винчи, поисками которого ученые занимались несколько десятилетий, не может быть найдена, так как ее никогда не существовало.
На конференции, которая состоялась в галерее Уффици, искусствоведы Роберта Барсанти, Джанлука Белли, Эмануэлла Ферретти и Сесилия Фрозинини представили исследование, свидетельствующее о невозможности существования фрески работы Леонардо в флорентийском Палаццо Веккьо. К такому же выводу пришла и другой искусствовед — сотрудница Университета Виржини Франческа Фиорани. Фиорани и ее коллеги считают, что опровергли теорию искусствоведа Маурицио Серачини, который в 2012 году объявил о прорыве в поиске «Битвы при Ангиари» — его команда просверлила шесть отверстий в фреске Джорджо Вазари и обнаружила полость со следами черного пигмента, похожего на тот, который да Винчи использовал при создании «Джоконды». Образцы, извлеченные Серачини, были утрачены, но последующие исследования показали, что это были широко распространенные в XVI веке материалы. В новых исследованиях есть сведения о том, что Леонардо получил заказ на изготовление масштабной фрески в 1503 году, но техника, с помощью которой была подготовлена под роспись стена Палаццо Веккьо, сделала ее непригодной для использования — краска на ней попросту не держалась. Поэтому «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи могла существовать только в виде рисунка на картоне, копии которого сохранились до наших дней.
Фреска «Битва при Ангиари», посвященная сражению между флорентийцами и миланским войсками 1440 года, должна была стать самым масштабным произведением Леонардо да Винчи — 6,6×17,4 метра, в три раза больше «Тайной вечери». На противоположной стене палаццо должна была располагаться фреска Микеланджело «Битва при Кашине», которая также существует только в виде картона к росписи. Полвека спустя семья Медичи поручила реконструкцию «Зала 500» Палаццо Веккьо Джорджо Вазари, который создал на той стене фреску, посвященную другому сражению, — «Битва при Марчиано». В 1970-х годах Серачини предположил, что Вазари мог сохранить работу Леонардо, построив перед ней новую стену. С тех пор он несколько раз обращался к правительству Флоренции с предложением удалить фреску Вазари, но многие ученые относились к результатам его исследований и предложениям крайне скептически.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал