Национальная галерея искусства в Вашингтоне провела научное исследование четырех приписываемых Яну Вермееру картин из своего собрания. Результаты позволили признать две их них подлинными работами нидерландского живописца, авторство двух других остается под вопросом. В процессе изучения произведений также была получена неизвестная ранее информация о стиле и техниках работы художника.
Приписываемые Яну Вермееру (1632-1675) работы входят в постоянную экспозицию американской галереи, поэтому возможность тщательного их изучения у специалистов появилась только во время локдауна. Воспользовавшись тем, что музей был закрыт для посещения, исследованию с использованием новейших методов визуализации были подвергнуты «Женщина в красной шляпе», «Девушка с флейтой», «Леди, пишущая письмо» и «Женщина, держащая равновесие».
© National Gallery of Art, Washington, DC
«Женщина в красной шляпе» (1665-1666) теперь атрибутирована как подлинная работа Вермеера. Выяснилось, что первоначально художник написал на этой дубовой панели портрет мужчины в широкополой шляпе, которого впоследствии превратил в женщину. Это неожиданный факт – Вермеера не считают портретистом, художник был особенно пристрастен в изображении женских лиц, большинство из которых выглядят идеализированными.
© National Gallery of Art, Washington, DC
Оценить «Девушку с флейтой» (1665-1675) оказалось гораздо сложнее – ее качество не соответствует большинству признанных работ Вермеера. Определение авторства также затрудняет плохая сохранность картины. Обнаруженное в 1906 году произведение было подарено галерее в 1942 году. Первые сомнения об авторстве были высказаны в 1950-м, этого мнения впоследствии придерживалось большинство искусствоведов, с 1990-х «Девушка с флейтой» носит статус «приписываемая Вермееру». Нынешние исследования позволили предположить, что художник надолго прерывал работу над композицией и значительно перерабатывал ее. Окончательные выводы обещают опубликовать ближе к октябрю.
© National Gallery of Art, Washington, DC
Также были изучены две другие работы, в подлинности которых не было сомнений, – «Женщина, держащая весы» (ок. 1664) и «Леди, пишущая письмо» (ок. 1665). Результаты исследования первой поставили под сомнение распространенное мнение о том, что Вермеер был кропотливым медлительным перфекционистом, сложившееся из-за того, что известно всего порядка 35 его работ, написанных за 22 года творчества. Под верхним слоем краски обнаружились резко отличающиеся мазки – быстрые, спонтанные, густые.
© National Gallery of Art, Washington, DC
Все четыре картины войдут в экспозицию «Секреты Вермеера», которая пройдет в Национальной галерее искусства в Вашингтоне с 8 октября 2022-го по 8 января 2023 года.
© National Gallery of Art, Washington, DC
© National Gallery of Art, Washington, DC
Вместе с ними будут представлены две грубые подделки, созданные в 20-е годы ХХ века, когда работы Вермеера стали ценными предметами коллекционирования и стоили значительные суммы. Это подаренные галерее банкиром Эндрю Меллоном в 1937-м «Кружевница», копирующая оригинальную картину из собрания парижского Лувра, и «Улыбающаяся девушка». Их подлинность была опровергнута еще в 1980-е. По словам специалистов, обладая нынешними знаниями о работе Вермеера, кажется странным, что подобная версия вообще когда-либо принималась всерьез.
Источник: The Art Newspaper
Подписывайтесь на наш Telegram-канал