Адриано Маринаццо, куратор специальных проектов Музея искусства колледжа Вильгельма и Марии в США, считает, что Микеланджело изобразил себя на одной из фресок, украшающих потолок Сикстинской капеллы. Учёный обнаружил поразительное сходство одного из набросков, который считается автопортретом знаменитого мастера эпохи Возрождения, с изображением Бога в композиции «Сотворение Адама».
«Сотворение Адама» (ок. 1508-1512) – одно из самых тиражируемых религиозных произведений искусства всех времён. В нём мастер проиллюстрировал сюжет из Книги Бытия: парящий в бесконечном пространстве Бог-Отец, изображённый в виде пожилого мужчины с бородой со скрещенными ногами и протянутой рукой, даёт жизнь первому человеку, которого создал по своему образу и подобию.
Грубый набросок мужчины, стоящего в очень похожей позе, Маринаццо обнаружил на полях письма, которое Микеланджело адресовал своему другу Джованни ди Пистойя. Письмо хранится в Архиве Буонарроти во Флоренции. Оно датируется тем же временем, когда художник расписывал потолок Сикстинской капеллы. На рисунке изображён мужчина, закинувший одну ногу на другую и рисующий над своей головой что-то похожее на человеческое лицо. Многие учёные считают набросок автопортретом Микеланджело.
Сходство Маринаццо обнаружил случайно при составлении учебной программы по новому курсу. В его рамках студенты учатся использовать методы компьютерного 3D-моделирования в процессе изучения искусства эпохи Возрождения.
Теория была впервые опубликована в профильном издании Critica d’Arte в декабре 2022 года. В конце прошлой недели информация об открытии появилась в статье популярного американского журнала. Искусствоведы разделились на сторонников и противников теории. Теория, если она верна, подчёркивает интеллект, эгоизм и чувство юмора Микеланджело.
Маринаццо – признанный эксперт по творчеству Микеланджело и это далеко не первый случай, когда он совершает прорывные открытия, связанные с великим мастером. В 2013 году он обнаружил, как сам считает, первый архитектурный эскиз потолка Сикстинской капеллы. А в 2020 году Маринаццо привёл доказательство, что именно Микеланджело – автор частично сохранившегося портрета на фасаде Палаццо Веккьо во Флоренции.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал