Национальный музей Прадо в Мадриде исключил «Спасителя мира», самое дорогое произведение искусства в мировой истории, из числа работ Леонардо да Винчи. В каталоге, сопровождающем выставку «Леонардо и копия “Моны Лизы”», которая сейчас проходит в музее, работа значится как «приписываемая Леонардо да Винчи или выполнена в мастерской под его контролем».
Понижение оценки картины куратор музея Прадо Ана Гонсалес Мозо подробно описала в эссе. В нем «Спаситель мира» значится как «версия Кука» – по имени английского баронета Фредерика Кука, который приобрел картину в 1900 году. Атрибуция картины, искаженной более поздними исправлениями, с самого начала вызывала вопросы. В 1958 году ее продали на аукционе всего за £45. Уже в 2000-х не раз сменившая владельцев работа была очищена от подмалевок и приписана Леонардо да Винчи.
В каталоге выставка описывается как результат исследовательского проекта, который музей Прадо проводил в сотрудничестве с Лувром, Лондонской национальной галереей и Лабораторией молекулярной археологии в Сорбонне. Опираясь на полученные данные, историк искусства отмечает, что некоторые ее коллеги считают, что существовал оригинал «Спасителя мира» да Винчи, который сегодня утерян, в то время как другие называют прототипом именно обсуждаемую картину. Более того, Ана Гонсалес Мозо пишет, что гораздо ближе к оригиналу другая версия «Спасителя мира», купленная маркизом де Гане в 1939 году. Менее известная работа, которая сегодня находится в частной коллекции, тоже написана на ореховой панели и датируется периодом с 1507 по 1513 год. Ее авторство приписывают одному из учеников да Винчи, в качестве вероятных создателей называют Салаи, Франческо Мельци, Марко д’Оджоно. Считается, что художник, написавший так называемую версию де Гане, является автором версии «Моны Лизы» из коллекции музея Прадо. Эту картину искусствоведы признают самой ранней копией знаменитого портрета.
Выставка «Леонардо и копия “Моны Лизы”» в музее Прадо открыта до 23 января.
Нынешним обладателем «Спасителя мира», купленного в 2017 году за рекордную сумму, считается принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман. В 2018 году Лувр без объяснения причин отменил ее презентацию, в 2019 году картина не появилась на выставке работ Леонардо да Винчи в Париже. В вышедшем в 2021 году документальном фильме Антуана Виткина «Спаситель на продажу» рассказывает, что это произошло из-за отказа руководства Лувра экспонировать картину как подлинное произведение Леонардо да Винчи.
Источник: The Art Newspaper
Подписывайтесь на наш Telegram-канал