Собрание Лувра пополнило «Осмеяние Христа» — одна из немногих дошедших до наших дней работ флорентийского художника периода Проторенессанса Чимабуэ, обнаруженная над кухонной плитой в доме пожилой жительницы Компьеня.
В 2019 году специалист аукционного дома Actéon обратила внимание на закопчённое изображение евангельской сцены осмеяния Христа, которое 90-летняя владелица и члены её семьи считали не представляющей никакой ценности иконой из России. Эксперты опознали в нём работу Ченни ди Пепо, известного как Чимабуэ (ок. 1240 — ок. 1302).
Творчество флорентийского мастера, чьим учеником был Джотто ди Бондоне, считается переходным от средневековой живописи к более натуралистичному языку живописи эпохи Возрождения. Всего известно об 11 работах Чимабуэ, в каждой из них заметно сильное влияние византийских иконописцев.
Исследование также дало понять, что «Осмеяние Христа» было частью диптиха, обе панели которого состояли из четырёх изображений. Известно о двух других сохранившихся фрагментах: «Бичевание Христа» с 1950 года хранится в коллекции Фрика в Нью-Йорке, «Богоматерь с Младенцем и двумя ангелами» в 2000-м приобрела Национальная галерея в Лондоне.
В 2019-м «Осмеяние Христа» оценили в €4–6 млн, результаты торгов вчетверо превзошли верхнюю границу эстимейта. Лот ушёл с молотка за €24,18 млн, но сделка была аннулирована: Министерство культуры Франции присвоило произведению статус национального достояния, автоматически наложив запрет на его вывоз на 2,5 года. Предполагалось, что государство намерено изыскать средства, чтобы приобрести картину и передать её в один из музеев. Следующие три года новостей о судьбе «Осмеяния Христа» кисти Чимабуэ не было.
В ноябре 2023 года парижский Лувр выпустил пресс-релиз, в котором объявил о приобретении двух произведений искусства, объявленных национальным достоянием. Благодаря меценатам Гарри и Линде Фат, а также Обществу друзей Лувра, возглавляемому Луи-Антуаном Пратом, отдел живописи пополнился «Осмеянием Христа» Чимабуэ, а отдел графики — рисунком «Терраса у моря» Виктора Гюго. Обе работы музей обещает представить публике весной 2025 года. Частью той же экспозиции должно стать другое произведение Чимабуэ, принадлежащее Лувру, — панно «Маэста». В настоящее время оно находится на реставрации.
Источник: The Art Newspaper, Louvre
Подписывайтесь на наш Telegram-канал