Британское издание The Guardian опубликовало исследование, согласно которому как минимум три знаковых инсталляции Дэмиена Хёрста с чучелами животных, законсервированными в формальдегиде, имеют ложную датировку. Оказывается, работы известной серии Natural History («Естественная история»), которые в последние годы выставлялись в галереях Лондона, Нью-Йорка, Мюнхена, Гонконга и других городов в качестве примеров гения художника-концептуалиста, созданы сотрудниками мастерской Хёрста в Дадбридже в 2017 году, а не в 1990-х. Команда юристов художника настаивает, что в отношении произведений концептуального искусства гораздо большее значение имеет момент появления идеи, а не год её физического воплощения или обновления фрагментов, поэтому автор имеет право быть непоследовательным в датировке. По мнению журналистов издания, также общавшихся с галеристами и арт-дилерами, это противоречит отраслевым нормам мира искусства.
Первую инсталляцию под названием «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» в виде туши четырёхметровой тигровой акулы в резервуаре с формальдегидом Хёрст создал в 1991 году. С ней художник был впервые номинирован на премию Тёрнера, одну из самых престижных мировых наград в области современного искусства. С годами скульптура, купленная за $12 млн, потеряла первоначальный вид, начавшуюся портиться тушу заменили новой, спровоцировав споры на тему того, может ли произведение по-прежнему считаться оригинальным.
Для Венецианской биеннале 1993 года Хёрст создал инсталляцию «Разделённые мать и дитя», представляющую собой разрезанных пополам корову и телёнка, помещённых в разные резервуары. Эта работа принесла художнику-концептуалисту вторую номинацию и звание лауреата премии Тёрнера. Со временем Хёрст, который считался лидером «молодых британских художников», также стал самым богатым художником Великобритании.
Объектами журналистского исследования стали инсталляции «Голубь» с застывшей в полёте птицей (1994), «Каин и Авель» (1994) в виде двух выставляющихся рядом резервуаров с чучелами телят, и «Миф исследован, объяснён, взорван» (1993–1999), представляющая собой тушу акулы, разрезанную на части и помещённую в три резервуара. Все они были впервые представлены публике на гонконгской выставке работ художника в 2017 году.
Публичного каталога работ Хёрста не существует, а никаких более ранних упоминаний о существовании этих произведений или концепций их создания обнаружить не удалось. Источники The Guardian также сообщили, что сотрудникам мастерской Хёрста поручали искусственно состаривать инсталляции.
Журналисты не исключают, что и другие работы Хёрста с формальдегидом, датированные 1990-ми, могли быть созданы намного позже.
Источник: The Guardian
Подписывайтесь на наш Telegram-канал