Исследователи Лаборатории французских национальных музеев в течение двух лет занимались изучением 27 картин (в том числе двух копий) и 3 скульптур итальянского экспрессиониста Амедео Модильяни. Анаис Дженти-Винсент поделилась с газетой The Art Newspaper информацией о своем анализе «одной из самых сложных работ и, возможно, всего творчества Модильяни».
Картина Модильяни «Антония» происходит из коллекции Поля Гийома, дилера художника, и сегодня входит в собрание парижского Музея Оранжери. О натурщице не известно ничего, кроме написанного на холсте имени. На основании отдаленного сходства с «Мадам Помпадур», портретом тогдашней возлюбленной Модильяни Беатрис Гастингс, картина датирована 1915 годом. Нос и рот женщины изображены одновременно в профиль и анфас в манере, свойственной Пикассо. Справа за ее спиной изображено окно, не дающее света, строгие геометрические линии которого контрастируют с плавными изгибами лица, плеч и рук Антонии.
При изучении картины с помощью инфракрасного излучения и проведении рентгенофлуоресцентного анализа под изображением Антонии были найдены четыре других композиции, написанные Модильяни в период с 1908 по 1915 год. Таким образом, художник писал картины на этом холсте почти все время, проведенное в Париже (1906–1918).
Прямо над рукой Антонии обнаружено перевернутое изображение лица — художник нередко переворачивал холст и начинал работу над новой композицией. В рамках этого же исследовательского проекта, например, было найдено изображение Беатрис Гастингс под портретом Поля Гийома, известным как Nova Pilota (1915), и пейзаж под портретом шведского художника и режиссера Викинга Эггелинга (1916).
Над головой Антонии обнаружено изображение похожего на маску лица с большими глазницами, имеющего сходство с работой «Страдающая обнаженная» (ок.1908). Модильяни написал эту картину в первые годы своего пребывания в Париже, вдохновившись творчеством Эдварда Мунка.
Также рентгенография показала, что на холсте была изображена статуя кариатиды, возможно, две статуи. Похожие наброски Модильяни делал после знакомства в начале 1910-х годов с кхмерской скульптурой и работами Пабло Пикассо и Константина Бранкузи в африканском стиле.
Эту композицию художник закрасил слоем свинцовых белил, после чего нарисовал на холсте бюст с крестом, используя пигмент на основе киновари и ртути. Набросок напоминает его «Красный бюст» и другие работы, созданные в период с 1911 по 1913 год.
Результаты исследования французских ученых будут представлены публике в рамках симпозиума, который пройдет после открытия выставки «Секреты Модильяни» (The Secrets of Modigliani) в Музее современного искусства французского города Лилль. Выставка в Лилле будет работать с 19 февраля по 19 сентября 2021 года, симпозиум пройдет в середине марта.
Единственный художник, чьи работы ранее становились объектом столь пристального изучения французских ученых, — голландский постимпрессионист Винсент ван Гог.
Источник: Art Newspaper
Подписывайтесь на наш Telegram-канал