Такаси Мураками стал куратором выставки о суперплоской вселенной

Японский художник Такаси Мураками стал временным куратором галереи Perrotin в Шанхае. С 5 февраля по 20 марта в галерее можно увидеть работы молодых японских художников, работающих при поддержке созданной Мураками корпорации Kaikai Kiki Co., Ltd., — Чио Аошима (Chiho Aoshima), Эми Курая (Emi Kuraya), Такуро Кувата (Takuro Kuwata), KYNE, Касинг Лунг (Kasing Lung), MADSAKI, Mr., Шин Мурата (Shin Murata), ob, Otani Workshop, Ая Такано (Aya Takano), TENGAone и Юджи Уэда (Yuji Ueda).

Выставка под названием «Исцеление» (Healing) исследует многогранную, эксцентричную суперплоскую (двухмерную) вселенную, придуманную Мураками.

Концепцию суперплоскости (Superflat) Мураками представил в 1999 году. Она объединяет традиционную японскую живопись и современный японский поп-арт — анимацию, мангу, аниме и другие отрасли визуального искусства. Изучая различия между живописью европейских и японских художников, Мураками пришел к выводу, что для японского изобразительного искусства нехарактерно трехмерное изображение. Говоря о двухмерном и японской культуре, художник имеет в виду не только визуальный язык. Как считает сам художник, во время войны бомбы стирают с поверхности земли культуру, делают ее плоской, а позже человек начинает выстраивать на этой плоскости что-то новое. В послевоенном японском обществе, на которое повлияли поражение в войне, последствия атомной бомбардировки, военной и политической зависимости Японии от США, замещение традиционной иерархической японской культуры культурой потребления, различия в социальном статусе и вкусах стали менее заметны, чем на Западе.

Новое поколение художников, выросшее в среде, где видеоигры и социальные сети всегда были частью повседневной жизни, также работает на пересечении реальности и фантазии. Главными экспонатами выставки стали биоморфные керамические скульптуры от Otani Workshop и других современных керамистов, которых Мураками называет «радикальными художниками»; сюрреалистические композиции Чио Аошимы и Аи Такано, а также картины Mr., изображающие обычных девушек в виде персонажей видеоигр. Яркие произведения, вдохновленные аниме, на выставке соседствует с работами MADSAKI и TENGAone. Оба художника вдохновляются граффити и используют его в качестве средства выражения разочарования и чувства отчуждения, вызванных их бикультурной идентичностью. На творчество Касинга Лунга и KYNE большое влияние оказал экономический и культурный бум 1980-х.

Помимо работ других представителей движения Superflat, в экспозицию также вошли работы самого Такаси Мураками — монументальная 15-метровая картина с его знаменитыми улыбающимися цветами, а также статуи придуманных в 2000 году персонажей Кайкай и Кики, ставших символами корпорации.

Выставка в шанхайской галерее Perrotin завершает серию групповых выставок молодых японских художников. В прошлом году подобные экспозиции под кураторством Такаси Мураками были организованы в галереях Perrotin в Сеуле и Париже.

Источник: Hypebeast